Суббота, 20.04.2024, 14:08

Нам по пути

Каталог статей

Главная » Статьи » Все о программе 12 шагов

Заметки о Шестом и Седьмом Шаге - 1 Часть
Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка

Этот материал является сборником разного опыта работы по Шагам 6 и 7, взятого из спикерских, семинаров и личных историй членов Сообщества. Возьмите то что вам подходит, а остальное откиньте!

Отпустить камень, который топит

Однажды группа людей, практикующих Двенадцать Шагов, совершали прогулку на лодке к острову “Душевный Покой”. Люди на этой лодке были действительно счастливы. Когда лодка вышла из дока, несколько человек на борту заметили, что Мэри бежит по пристани. Мэри прыгнула в воду и начала плыть изо всех сил к этой лодке. Она плыла, но в какой-то момент она стала тонуть.

Люди на борту увидели, что Мэри борется изо всех сил, и закричали: "Давай, Мэри! Не сдавайся! Отпусти камень!" С такой поддержкой, Мэри снова поплыла, но вскоре опять начала тонуть. Она уже уходила под воду, когда до неё донеслось, что все кричат: "Мэри, отпусти камень! Отпусти камень и плыви вперед!".

Мэри смутно осознавала присутствие груза, который тянет её вниз, но она не могла понять, что именно это было. Ещё раз, собрав все силы, она поплыла. Она плыла очень хорошо и даже приблизилась к лодке, но почувствовала, как что-то тяжелое снова тянет её вниз. Она видела, как все люди в лодке протягивали руки и кричали ей, чтобы она продолжала плыть и подсказывали: "Не будь дурой, Мэри! Отпусти камень!". Тогда она поняла, уходя в третий раз под воду: груз который привязан к ней – вот, что топит её. Эта вещь была "камнем", о котором все кричали - обида, страх, нечестность, жалость, нетерпимость, эгоцентризм, гнев. "Боже, помоги мне избавиться от камня", взмолилась она. "Сейчас! Избавь меня от него!" Мэри удалось продержаться на плаву, чтобы распутать некоторые из веревок, держащих этот камень на шее. Как только она это сделала, она почувствовала, что её груз уменьшился. Затем, с новой решимостью, она преисполнилась готовностью освободиться. Она разорвала остальные путы, и после освобождения от камня, она была поражена, как легко стало плыть. Вскоре она догнала лодку и на ней значительно приблизилась к острову “Душевный Покой”.

 

Не проскакивайте Шестой и Седьмой Шаг

Мы обнажили свою истинную природу заблуждений в Пятом Шаге поделившись этим с другим человеком и Богом, как мы его понимаем. Кто не захотел бы избавиться от своих дефектов характера, особенно после разговора о них в процессе инвентаризации? Конечно, мы хотели избавиться от недостатков. Мы молились, чтобы наши дефекты ушли и смиренно просили у Бога помощи. Мы думали, что на этом мы закончили наш Шестой и Седьмой Шаги. Некоторые члены Сообщества проскакивают эти шаги за пару дней, и думают, что эти Шаги будут работать сами без нашего внимания и работы. Но на самом деле, без выполнения нашей части в этих Шагах у нас не станет меньше недостатков. Или же, например, некоторые из нас могут попасть впросак, думая, что посещение групп это и есть вся Программа действий.

Двигаясь дальше по Шагам, мы часто сталкиваемся с теми же проблемами, вытекающими из наших дефектов, которые нас всегда преследовали. Иногда они возвращаются с такой силой, что это пугает и удивляет нас. Мы начинаем искать причину в окружающем мире: возможно, после нескольких лет в Программе, всё стало скучным? А может быть мы выбрали не ту семью, не тех друзей? А может быть не та профессия? Мы обратились к нашему спонсору и сказали, что, возможно, нам нужно сделать еще раз четвертый и пятый шаг. Мы делимся со спонсором, что сегодня мы чувствовали и реагировали очень похоже на то, как мы чувствовали и реагировали раньше. Что же нам делать?

В такой ситуации спонсор ответит, что, скорее всего, это не Четвертый или Пятый Шаг, который надо повторить, а просто настало время по-настоящему взглянуть на Шестой и Седьмой Шаги. Вместо того чтобы обвинять Программу и людей в неудовлетворенности своей жизнью, пришло время перезапустить процесс работы по Шагам, вернувшись в начало Шестого и Седьмого Шага, помня, что Программа помогает тем, кто помогает себе. Программа работает для тех, кто ответственно делает свою часть.

Один член Сообщества поделился: “После окончания моего Пятого Шага я выбросил мою инвентаризацию, но оставил одну страницу, где перечислены мои основные дефекты характера. Этот список пригодится в дальнейшем. В первый раз, когда я прочитал Шестой Шаг, я думал, что я должен был прийти к какому-то совершенству, в котором я должен был стать "полностью готовым", чтобы Бог избавил меня от всех моих недостатков. Мне казалось, что я должен пребывать в этом медитативном совершенном состоянии каждую минуту позабыв, что выздоровление по 12 Шагам обещает "духовный прогресс, а не духовное совершенство".

Уже продолжительное время я находился в постоянной печали и упадке духа. Я устал бороться и пришёл к готовности капитулировать. Популярное в американском Сообществе выражение "sick and tired of being sick and tired" - примерно можно перевести, как "устал быть уставшим". Нам необходим Шестой Шаг, когда мы на самом деле устаем быть уставшими. Что нас делает уставшими, что отнимает нашу жизненную силу? Наши дефекты характера. Мы болеем и устаем от влияния наших дефектов характера на наши жизни. Когда мы чувствуем, что на самом деле дошли до дна, что на самом деле устали воевать, что на самом деле готовы капитулировать как в Первом шаге -  то мы готовы положить новое начало.

Однажды утром, я проснулся, и понял, что пришёл к готовности, которой не было раньше. Я ощутил, что пора заложить начало изменений. Я вынул список дефектов, прочитал его снова, и спросил себя: “Почему я держусь за это? Эти дефекты когда-нибудь сделали для меня что-то хорошее?” Я понял, что я продолжаю держаться за них и боюсь отпустить в течение многих лет. Со временем я осознал, что мои дефекты характера являются неотъемлимой частью духовного и душевного аспекта болезни зависимости.

Я начал молиться и произнес молитву Седьмого Шага из нашей литературы, в которой просил Бога заменить своеволие (т.е. волю моего эгоизма) на его волю. Просьба заменить своеволие на волю Бога является основным элементом смирения. Я позвонил спонсору, и сказал что мне нужны какие-то изменения в жизни. Он мне предложил очень внимательно взглянуть на Шаги 6 и 7. Со временем я понял, что работая по Шагам, я не уделял должного внимания Шагам 6 и 7. На сегодня могу сказать, что значительные изменения в качестве моей жизни не наступили без серьезной осознанной работы по Шагам 6 и 7”

Первые пять Шагов заложили фундамент для изменений. Шаги 6 и 7 избавляют нас на ежедневной основе от преград, блокирующих нас в контакте с нашей Высшей Силы, и с самой собой. В этих шагах мы идём на встречу к тому человеку, кем мы на самом деле являемся. Мы хотим избавиться от всего лишнего, что налипло на нас в течении всей предыдущей жизни.

Шаги 6 и 7 покажут нам, как продолжать жить и делать новые действия несмотря на страх, как сдерживать гнев, как избегать обиды, как развить подлинную самооценку вместо гордыни, как жить без жалости к себе. Для того, чтобы мы могли отпустить эти вещи, нам придётся отказаться от ложного чувства безопасности, которое присутствует в привычной боли. Нам необходимо обрести готовность бросить вызов и изменить наши реакции и поведение, которые не менялись в течение десяти, двадцати, тридцати или более лет.

Также, если мы проскочили Шаги 6 и 7, то нет много смысла нашей работе в Шагах 8 и 9. Порядок Двенадцати Шагов имеет веское основание. Нет большого толка в возмещении ущерба в Восьмом и Девятом Шагах, если нет признаков нашей готовности к переменам после Шестого и Седьмого Шагов. Сколько раз в употреблении мы говорили, что сожалеем о содеянном, без малейшего намерения изменить поведение? Работа над Шагами Восемь и Девять будет впустую, если мы никогда не начнем работать над Шестым Шагом со смирением, о котором нам говорится в книге. Ущерб, который мы возмещаем, был причинен именно нашими недостатками. Осознание что разрушения в жизни окружающих нас людей и нашей жизни были принесены именно нашими недостатками, может придать еще большей готовности в избавлении от этих недостатков. Обещания нашей литературы придут после выполнения Шагов Восемь и Девять.

Кое-кто называет Шестой и Седьмой Шаги "забытыми шагами", потому что о них мало говорят. Другие называют эти шаги самыми главными. Процесс выздоровления это процесс, в котором мы даём Программе и Богу работать над ними и тем самым привести нас к изменениям. Возможно, вся программа говорит о Шестом и Седьмом Шаге.

 

Причины, мешающие работать по Шестому и Седьмому шагам

Всем нам знакомы люди из Сообщества, которые отказались от употребления только конкретных веществ или только конкретных поведений. Например только отказались от наркотиков, или только от употребления сексом, или только от употребления едой или азартными играми. Такое ощущение, что они остаются чистыми только потому, что перенаправляют свои интенсивные внутренние страдания в жизни других людей, или же просто нашли какие-то другие способы употреблять. Например, оставили употребление веществом, и начали употребление сексом, едой или насилием в семье. Есть члены Сообщества, которые остаются чистыми, но настолько погружены в само-жалость и обиду, что на них тяжело смотреть. Есть чистые зависимые, которых распирает такое количество гнева, негодования, правоты и гордыни, что их жизнь становится невыносимой; поиск справедливости и доказательство своей правоты становится их главной целью в жизни. Некоторые становятся деспотами и тиранами в своих семьях, оправдывая и отрицая своё поведение. Они не будут работать над Шестым и Седьмым Шагом, пока не дойдут до дна боли и страданий.

Есть две основные причины, которые могут блокировать настоящую работу по Шестому и Седьмому шагу.

  • Первая причина - это сознательное решение, что мы не готовы отказаться от определенных недостатков характера. Это происходит от того, что мы не верим, что можем жить по-новому, или же, мы уверены, что эти недостатки характера приносят нам пользу. До того, как мы смогли остаться чистыми, нам потребовалось исчерпать полностью своё употребление, полностью убедиться, что употребление не работает, что нет НИЧЕГО хорошего в употреблении. В случае с недостатками характера, происходит то же самое: пока мы считаем, что данное поведение идёт нам на пользу, мы не сможем придти к надлежащей готовности. На самом деле, дефекты характера обслуживают наш эгоизм. Пока мы не будем готовы отказаться от того, что поведение на этих дефектах дает нам, мы не сможем отказаться от этого поведения. Мы будем возвращаться к этому дефекту вновь и вновь, потому как считаем это правильным.

  • Вторая причина в том, что мы отрицаем свою ответственность обвиняя окружающий мир, других людей или сложившиеся обстоятельства. Пока мы не видим, что эти недостатки являются нашей проблемой, мы не способны прийти к готовности, потому как не считаем, что у нас есть проблема. Если даже мы видим, что у нас есть проблема, то мы рационализируем, обвиняя в своём поведении других людей или обстоятельства. Мы как-бы говорим: “это он должен меняться, я веду себя так из-за того, что он так поступает“. Мы не могли прекратить употреблять, пока мы обвиняли других в своём употреблении; точно также, мы не сможем избавиться от недостатка, пока в нашем поведении виноват кто-то другой, а не мы сами. Наша способность к рационализации безгранична. Мы находим правдоподобные, но на самом деле ложные оправдания своим недостаткам. Когда пелена рационала спадает, мы видим, что нет никакого рационального объяснения нашим реакциям и недостаткам. Мы как будто просыпаемся к очень неудобной реальности, в которой мы разрушаем и разрушаемся.

Мы можем долго не осознавать свой собственный вклад в свои проблемы. Мы как бы не замечаем, что наши действия и реакции на ситуацию это наша ответственность. Наш эгоизм будет отрицать наш вклад в те ситуации, в которых проявляются наши недостатки. Наша ответственность - это наши реакции, действия, поведение, слова. Пока мы видим причину своего поведения в окружающем мире, избавления не наступит.

 

Ежедневная капитуляция

В 6 и 7 Шаге речь идёт о капитуляции и принятии бессилия перед нашими недостатками. Нам надо увидеть, что только сила, более могущественная, чем мы, может избавить нас от недостатков. Важно перестать бороться с нашими недостатками. Капитуляция это наилучшая жизненную позиция, которой следует придерживаться, чтобы приняться за ту работу, которая будет продолжаться всю жизнь. Шестой Шаг (как и каждый шаг) не делается один раз; он продолжается в течение всей жизни в выздоровлении. Даже то, что является "наилучшей жизненной позицией" это всегда только начало. Мы можем всегда капитулировать еще немного больше. Мы перестаём бороться с нашими недостатками настолько, насколько мы доверяем Богу и на самом деле верим, что Бог любящий и заботливый. Наш духовный прогресс находится в прямой зависимости от нашей способности отпустить камень. А эта способность зависит на прямую от того, насколько мы доверяем Богу и процессу выздоровления.

Один член Сообщества поделился на семинаре: "В 6-ом Шаге мы продолжаем делать то, что не должны делать. И из-за этого мы страдаем. Боль, страдания и угрызения совести показывают нам, что нам следует делать, а что не следует. А в 7-ом Шаге мы НЕ делаем то, что мы не должны делать."

Во время семинара кто-то выкрикнул "А как мы перестаём делать то, что мы не должны делать? Мы ведь бессильны!"

На что он ответил: "Мы обращаемся к Богу, как мы его понимаем, за помощью, и помогаем ему своими действиями по противоположному духовному принципу, больше никак! Именно на Седьмом Шаге без доверия Богу становится очень тяжело двигаться дальше. Если мы не доверяем Богу, то к кому нам обращаться за помощью, в ту самую секунду, когда наши дефекты вырывается наружу?"

Нам очень повезло, что все наши дефекты раскрываются в нас не сразу. Работа по Шагам дает нам ежедневное понимание того, что мы можем сделать сегодня, чтобы позволить Богу избавить нас от того, что заставляет нас страдать в своей жизни и блокирует нас от контакта с ним. Важно осознавать то, что наши дефекты характера противоположны принципам нашей Программы, и поэтому, это избавление будет сопровождаться болью роста. Каждый день заново нам надо капитулировать перед необходимостью изменений.

Бог открывает нам столько правды, сколько мы можем пережить. В нашей литературе говорится: "Вы получите ответы, если в своем собственном хозяйстве навели порядок". Ежедневная капитуляция в Шестом Шаге помогает нам сделать это.

Есть духовный принцип, который говорит нам, что прогресс в духовной жизни основан на том, чтобы смотреть внутрь и вверх, а не наружу и вниз. Мы смотрим только на свою часть, на свою реакцию, на свои дефекты и абстрагируемся от внешних обстоятельств, не рационализируем и не даём объяснений своим недостаткам. И если даже сегодня мы провалились в какой-то дефект, то завтра есть новый день, и нам не надо отчаиваться. Завтра мы сможем попробовать жить по-новому в тех ситуациях, в которых сегодня дефекты характера одолели нас. Если мы на самом деле работаем над Шестым и Седьмым Шагом, мы не будем застревать в старых, непродуктивных и негативных моделях поведения.

 

Только понимания недостаточно!

Очень важно не попасть в ловушку, что одного только понимания Программы достаточно, чтобы избавить нас от наших недостатков. В тот или иной период употребления, многие из нас прекрасно понимали в своём употреблении, насколько мы ведём разрушительный и в корне неправильный образ жизни. Это понимание чем-то помогло? Мы все видели людей, которые много знали о вреде употребления, говорили своим детям, насколько это вредно, и вместе с этим продолжали употреблять.

Знания, понимание, информация, и даже самое глубокое осознание всей проблемы и всей психологии дефектов характера, не избавят нас от этих дефектов, а наоборот, дадут иллюзию контроля, что, якобы, эти знания сами как-то сработают и мы будем поступать по-новому в ситуациях. Только знания и осведомленность не смогут заставить нас поступить по новому, точно так же, как и знание о вреде употребления не остановило употребление.

Работа по Шестому и Седьмому Шагу не заключается только в понимании, а в большей степени заключается в действиях. Мы должны жить этими принципами, чтоб они на самом деле повлияли на наши жизни. Действия по Шестому и Седьмому Шагам приводят нас к отпусканию камня – своего упрямства, жадности, гордыни, глупого следования старым моделям поведения, мышления и чувств, которые вредны для нашего прогресса в выздоровлении.

 

Духовные принципы и дефекты характера

Несложно заметить, что духовные принципы Двенадцати Шагов выздоровления являются противоположностью наших дефектов характера. Страх - Вера. Обида - Прощение. Нечестность - Честность. Угодничество - Ассертивность. Неприятие - Принятие. Гордыня - Смирение. Нетерпимость - Толерантность. Шестой Шаг рекомендует нам поступать по противоположному духовному принципу. Противоположному от нашего дефекта.

В выздоровлении, мы стараемся брать противоположности наших дефектов характера, и превращаем их в наши принципы. Мы работаем по Шестому Шагу, чтобы обратить страх в веру, обиду в прощение, гордыню в смирение, отрицание в принятие, ревность в доверие, фантазию в реальность, эгоизм в смирение, обиды в прощение, нетерпимость в толерантность, отчаяние в надежду, самоуничижение в самоуважение, одиночество в дружбу. Через эту работу, мы учимся понимать принципы нашей программы.

Такая работа может выглядеть, как недостижимая, но если мы помним, что наша истинная цель "духовный прогресс, а не духовное совершенство", то только на сегодня мы можем один раз поступить по противоположному духовному принципу вместо дефекта. В нашей литературе написано: "Никто из нас не смог совершенно безупречно придерживаться этих принципов. Эти принципы есть духовный ориентир. Они задают нам направление движения. Мы не святые. Самое главное, что мы готовы духовно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Двенадцать шагов представляют собой набор принципов, духовных по своей природе, которые, если практикуются как способ жизни, могут избавить от одержимости и дать возможность страдающему зависимому стать счастливым и полезным во всём".

Мы должны научиться принимать интеллектуальные знания и превратить их в эмоциональные и духовные реальности жизни – таким образом, мы можем продолжать меняться, расти и быть полезным. Живя этими принципами, мы получаем духовный опыт. На основе этого духовного опыта строится наша вера и наша собственная духовность. В процессе Шестого и Седьмого Шага мы ставим фокус на движение в сторону избавления. Мы движемся дальше от зависимого поведения, старых ошибок и старых действий. Мы меняем свое поведение. Изменения в поведении со временем повлияют на наше мышление и на наш внутренний мир. Благодаря этим действиям, мы сможем преобразить нашу жизнь и отношения.

 

Осведомленность и действия, а не углубление в теорию

Нам не обязательно копать чрезмерно глубоко психологию своего больного поведения. Программа направляет нас понять в чём заключается проблема, и переходить к решению. В чём заключается решение? В действиях, противоположных от наших дефектов. Вместо того чтобы злится и выходить из себя, когда нас что-то не устраивает, надо отойти в сторону и попробовать понять какие конструктивные действия мы можем сделать. Вместо того чтобы обманывать, нам надо говорить прямо, как есть. Вместо того чтобы угодничать, нам надо обозначить свои потребности. Вместо того, чтобы пытаться контролировать других людей, необходимо дать им жить, как они хотят. Если мы обращаемся за помощью и опытом, то эти новые действия возможны.

В Шестом Шаге не требуется какой-то глубокой психологической базы. Требуется увидеть как именно мы действовали на дефекте характера, и поступить наоборот от старого поведения обращаясь за помощью. Все очень просто!

С чего мы можем начать прямо сегодня? Наши недостатки почти всегда приводят к нанесению ущерба окружающим нас людям. Мы причиняем ущерб, когда действуем на дефектах. Хорошим началом для работы по Шестому Шагу может быть фокус на том, чтобы не приносить эмоциональный ущерб другим людям своими недостатками.

 

Устали от своих недостатков и от попыток справиться с ними

Есть члены Сообщества, которые рассматривают Шестой Шаг как Первый по отношению к дефектам характера. В Шестом Шаге, как и в Первом, нам требуется придти ко дну страданий от наших недостатков характера. Некоторые из нас приходят к состоянию, что уже жить не хотят с этими недостатками. Мы видим, какое огромное количество боли эти недостатки доставляют нам. Мы приходим к готовности отказаться от всего того, что дают нам наши недостатки. Находясь на этом дне, мы можем на самом деле придти к готовности что-то делать с ними. Пока мы не дошли до дна этих страданий, у нас может и есть какое-то желание избавиться от этих дефектов, но его не хватает. Нам нужна полная готовность.

Чаще всего готовность приходит к зависимому человеку на дне его страданий вызванных недостатками. То есть, как в Первом, нам надо придти к осознанию, что мы не можем продолжать жить ни с недостатками характера ни без них. И мы явно не знаем, что с этим делать, и наших сил явно не хватает. Для того чтобы получить руководство в какую сторону нам предстоит двигаться, нам рекомендуют составить список противоположных духовных принципов, которыми нам надлежит руководствоваться в наших действиях.

В литературе написано о Седьмом Шаге: «Мы устали от своих недостатков. Мы изнемогали от попыток справиться с ними, контролировать их и хотели небольшой передышки. Как ни странно, это именно то поведение, которого мы надеемся достичь в Седьмом Шаге, – поведение, продиктованное смирением. Мы признаем поражение, осознаем свои возможности и просим о помощи Бога, как мы Его понимаем»

По нашему опыту известно, что в первую очередь зависимый человек пытается изменить свои недостатки только своими силами. Один член Сообщества поделился: "Я не видел ещё ни одного зависимого, который бы не старался контролировать в Шестом Шаге свои дефекты характера. Мне надо было настрадаться от самого себя, от своих недостатков, и от своих попыток контролировать свои недостатки. Я так страдал годами от самого себя, и только потом я обрёл готовность просить Бога избавить меня от моих недостатков"

Мы наверняка попробуем избавиться от этих недостатков характера на собственной силе воли, или только с помощью понимания, или будем надеются, что они сами куда-то уйдут благодаря нашим личным усилиям. В Шестом Шаге происходит осознание, что это не работает, что мы не можем заставить эти недостатки покинуть нас своим собственным желанием или усилием воли.

 

Дефекты и недостатки

Наши дефекты это обычные человеческие потребности, искаженные эгоизмом и зависимостью. Список дефектов характера может содержать от нескольких основных дефектов до десятков дефектов. Если внимательно приглядеться, то большинство из этих дефектов - это разные проявления эгоизма и зависимости.

Эгоизм и зависимость действуют как кривое стекло, извращая обычные человеческие потребности, увеличивая их до невероятных размеров, и превращает эти потребности в дефекты характера. Когда эти дефекты характера задеты, человек начинает чувствовать тяжелые отрицательные чувства. Говорят что "дефекты характера задеты", когда имеют в виду, что эти извращённые человеческие потребности не удовлетворены, и мы чувствуем разные неприятные чувства и боль. Пример как эгоизм и зависимость извращают человеческие потребности:

- Потребность получать признание, чувствовать себя значимым, важным, в сочетании с эгоизмом, перерастает в гордыню, властность, пренебрежение к людям и самолюбование.

- Потребность быть любимым, получать внимание и одобрение, в сочетании с зависимостью, приводит к созависимости и угодничеству. Отношения перерастают в болезненную привязанность к другому человеку.

- Потребность любить в сочетании с зависимостью и эгоизмом, перерастает в болезненную привязанность, желание обладать и контролировать человека. Отношения перерастают в одержимость контролировать.

- Сексуальная потребность в сочетании с зависимостью, превращается в одержимость заниматься сексом и употребление похотью.

- Потребность в пище в сочетании с зависимостью, превращается в обжорство.

- Потребность чувствовать себя хорошо в сочетании с зависимостью, перерастает в одержимость безмятежностью. Человек становится "зависимым на душевный покой". Любой объект, даже собственный ребенок или член семьи, который выводит зависимого из состояния самоконцентрации, начинает сильно раздражать.

- Потребность в безопасности в материальной сфере перерастает в одержимость зарабатыванием денег и погоню за материальным.

Дефект это части нашей личности, а недостатки это наши действия. Недостаток - это когда мы действуем в ситуации на дефекте. Недостаток - это наши действия на дефектах характера. Как мы начинаем действовать на дефектах? Когда задеты наши дефекты и у нас не хватает духовности (т.е. мы находимся в «недостатке духовности»), то нам очень легко начать действовать на дефектах. Таким образом, получается, что когда нам недостает духовности, мы действуем руководствуясь дефектом. Недостатки это солдаты нашего эгоизма, и эта армия выдвигается на позиции, когда задевают наш эгоизм.

Например, когда кто-то задевает нашу личность, то старая реакция выходит наружу в виде каких-то действий. Мы не умеем самостоятельно проживать разные неприятные чувства, и мы хотим избавиться от чувств злости, раздражения, обиды, смущения, страха, несправедливости. Может быть, мы хотим убежать от самих себя и от бессилия, которое мы чувствуем в определённых ситуациях. Нам кажется, что если мы поступим по старому(на дефекте), то мы как-то избавимся от этих чувств, которые нам так тяжело проживать. Часто своими недостатками мы пытаемся скрыть того чувствительного или ранимого человека, кем мы на самом деле являемся. Когда мы действуем на дефектах, часто мы просто всё ещё считаем, что недостойны любви и нас отвергнут, если люди увидят, кто мы есть на самом деле.

Недостатки можно рассматривать как попытки контролировать других людей и реальность в общем, чтобы заставить окружающий мир быть таким, как нам хочется. Зачем мы злимся на других людей, требуем и высказываем претензии? Чтобы заставить других людей делать то, что нам хочется, или чтоб они не делали вещи, которые нам мешают. Зачем мы обманываем и угодничаем? Чтобы заставить других людей думать о нас лучше, чтобы заставить их думать то, что нам хочется.

Когда мы не поступаем по старому, мы чувствуем боль. Это боль роста. С этой болью нам необходимо обратится к Богу, как мы его понимаем, иначе старая реакция неминуемо выйдет наружу. Выбор обратится за помощью, а не действовать по старому, это наша часть. Мы проживаем эту боль роста, смиряемся с тем, что мы больше не можем действовать по старому, и так, мы приходим к готовности сделать всё, чтобы поступить по-новому.

 

Шестой Шаг это Первый+Второй по отношению к дефектам

Нам нужна помощь для того чтобы не только остановить нашу зависимость, но и чтобы жить лучшей жизнью. Пройдя через Четвертый и Пятый Шаги, мы начинаем осознавать наши недостатки характера. Возможно, гордыня и ощущение собственного превосходства блокируют путь к душевному покою. Или это может быть привычка осуждать других. Или это глубокое негодование, зависть, или жалость к себе, что держат нас в напряжении.

Шаг Шестой требует от нас прекратить борьбу. Пора признать, что нам нужна помощь. Нам требуется увидеть бесполезность попыток справится с дефектами своими силами. Мы не можем победить часть своей личности, которая потеряла пропорцию, мы не можем драться сами с собой.

В Первом Шаге мы пришли к осознанию, что мы бессильны перед болезнью зависимости, и что мы ничего не можем сделать сами с этой проблемой. Употребление это проявление болезни зависимости. Пока мы старались крепиться сами и не обращались за помощью, мы возвращались употреблять. Для того, чтобы прекратить употреблять (избавиться от проявления болезни зависимости), мы обратились за помощью во Втором Шаге.

В Шестом Шаге происходит похожий процесс. Мы приходим к осознанию, что мы бессильны перед дефектами характера, и ничего не можем сделать с ними своими силами. То, что мы можем сделать - мы можем обратится за помощью и постараться не употреблять дефектами(т.е. работать над недостатками и старыми разрушительными реакциями). Мы не можем сами избавиться от недостатков, поэтому мы обращаемся за помощью и стараемся делать всё от нас зависящее, чтобы поступить по новому, иначе мы возвращаемся к недостатку.

Со временем, наше восприятие вещей меняется, и также начинают меняться наши ощущения, наши внутренние реакции, наше мышление. Наши чувства начинают нас меньше волновать, и нам легче жить по новому.

В начале обсуждения Шестого Шага говорится, довольно неприятными словами, что это шаг, который отделяет взрослых людей от не повзрослевших детей. Двигаться к полной готовности - это тяжело. Это требует больших усилий и осознанности.

Полезно перечитывать Шестой Шаг снова и снова. Текст в книге очень краткий и по существу. Все чего требует Шестой Шаг – это стараться стать полностью готовыми. Это старание выражается в осознании собственного бессилия, и перенаправления своих усилий на просьбу о помощи и даровании сил поступить по-новому. Как по-новому? По противоположному от дефекта духовному принципу.

Нам не нужно измениться сразу. Мы можем работать над нашим отношением к окружающему миру и молиться о нем. Мы должны поразмыслить над этим и увидеть, что наши жизни станут более спокойными, когда мы избавимся от разрушительных привычек.

Шестой Шаг говорит нам, что надо расслабиться. Мы делаем его не сами. Поразмышляйте. Призовите и доверьтесь Высшей Силе. Подумайте об облегчении, которое ждет нас, когда мы приобретем полную готовность. Это как оказаться в горячем душе после грязной работы. Чувствовать, как грязь смывается с вашего тела – это невероятное ощущение. Мы как будто заново родимся, засияем, и будем готовы ко всему, что встретится на нашем пути.

Мы демонстрируем Высшей Силе своими действиями, что мы готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков. Мы по-прежнему тесно и с любовью связаны с Богом, пока мы выполняем нашу работу над недостатками. После того как мы позволяем Богу повлиять на нашу жизнь, произойдут удивительные изменения. Мы приходим в равновесие с жизнеутверждающими принципами.

Не существует быстрого и лёгкого пути к духовному росту. Мы не контролируем процесс избавления от недостатков. Шестой Шаг это шаг признания собственного бессилия и доверия, а не своеволия или самоутверждения. Мы отрекаемся от наших старых убеждений, за которыми стоят наши дефекты, на пути к нашей пользе Богу, себе и другим людям. Важно не делать избавление от дефектов характера центром нашей жизни. Такой подход является просто еще одним способом не проживать жизнь. Мы стараемся находится в центре жизни и делать лучшее из того, что мы можем сделать.

Слово капитуляция много раз упоминается в Программе, в различных контекстах, но оно может привести к путанице и, возможно, к недопониманию. Для Шестого Шага необходима активная капитуляция. Пассивная капитуляция – это бездействие. Активная капитуляция это просьба о помощи и конструктивные действия.  Нам важно капитулировать разумом (согласится в нашем мышлении с необходимостью изменений) и телом (направить наши действия в правильное русло).

Насколько это не звучит ужасно, но легче всего нам капитулировать и преисполниться готовностью, когда мы находимся на дне боли и страданий. На дне мы готовы сделать всё, чтобы изменить своё поведение. На дне мы не сопротивляемся, и поэтому Богу, как мы его понимаем, легче всего нам помочь.

 

Боль и страдания мотивируют изменения

Боль и страдания являются мотиватором для изменений. Признание собственного бессилия обычно приходит вслед за каким-то потрясением, когда реальность "расписывает" нас в бессилии. Когда наша жизнь становится неуправляемой из-за наших дефектов и вызывает боль, выходом из этого, является курс на изменения. Мы не можем изменить свою жизнь только своими силами, точно также как и не могли остановить употребление своими силами. Направление нашего нового движения - это духовные принципы, противоположные дефектам.

Большинство из нас хорошо осведомлены о своих недостатках характера, но часто этого недостаточно. Большинству из нас нужно придти к состоянию, в котором нам "надоест быть больными и усталыми", чтобы мы обрели готовность меняться.

Грубо говоря, зависимому человеку нужно разбиться о дно, чтобы обрести готовность поступить один раз по-новому. Но и разбившись, он не способен сам поступить по-новому. В употреблении, многие из нас были разбиты, и вместе с этим, не могли ничего изменить, пока не обратились за помощью. Для того чтобы начать просить помощь, нам потребовалось прийти ко дну в употреблении. Точно также и с недостатком, необходимо придти ко дну боли и страданий, чтобы стать готовым начать просить помощь. Недаром сказано в одном из ежедневников "Иногда, только что-то подобное ядерному взрыву, может привести зависимого человека к изменениям".

Когда мы принимаем решение препоручить нашу жизнь, и нашу волю заботе Бога, как мы понимаем Его, мы открываем дверь для капитуляции. На Третьем Шаге это решение является ключевым моментом – действенное использование воли для изменения нашей жизни, чтобы привести нашу волю к воле Бога. На Шестом Шаге, требуется еще более действенное использование воли. Мы должны действовать "как будто" это уже произошло.

Шестой Шаг занимает вполне логичное место после тщательно сделанного Пятого шага. Мы не можем в Пятом Шаге просто поделиться о дефектах, и ожидать что они уйдут. Нам надлежит спрашивать себя "Хочу ли я отказаться от недостатка?" Многие из нас пришли к выводу, что это более реальный вопрос, чем абстрактный "Хочу ли я измениться?" И на самом деле, в процессе отказа от старого поведения, мы меняемся. Препоручение - это всегда отказ от чего-то конкретного, например, от эгоистичного желания, или попыток контролировать. Не бывает абстрактного препоручения. Точно также, в Шестом Шаге нам надо чётко увидеть, от какого недостатка нам следует отказаться, какое старое поведение неприемлемо для нас.

Изменения часто связаны с эмоциональной болью; это боль роста. Но страдания от старой жизни сильнее, чем страх перед переменами. Это мотивирует нас к изменениям несмотря на боль и страх.

Наверное, нам хотелось бы видеть себя более здравомыслящими людьми, которые обретают готовность намного раньше, чем наступает разруха и страдания. Нас может сильно огорчать, что мы должны дойти до днища в некоторых наших недостатках, прежде чем обретаем готовность меняться. Но мы верим в то, что это происходит в процессе выздоровления. Со временем, нам становится легче отпускать недостатки, приносящие боль и страдания. У нас развивается вера в процесс выздоровления, в Бога, как мы его понимаем, и это придаёт уверенность в том, что не надо "убивать своего последнего солдата". Разрушение заменяется освобождением и готовностью применять противоположный духовный принцип.

 

Готовность

Готовность заключается в том, чтобы придти к состоянию, в котором мы готовы обратится за помощью и сделать всё требуемое от нас, чтобы поступить наоборот от дефекта. Мы приходим к состоянию, в котором готовы прожить ситуацию, чувствовать неприятные чувства, которые эта ситуация в нас вызывает, и не убегать от этих чувств с помощью старой реакции на дефекте характера. Когда мы готовы обратится за помощью, вместо того чтобы поступить по старому, мы пришли к готовности.

От нас требуется звериная готовность поступить по-новому, на таком же уровне, как и в первом Шаге, когда мы были готовы сделать всё, чтобы перестать употреблять. Точно также и в Шестом, мы должны быть готовы сделать всё, для того, чтобы начать вести себя по-новому. Мы позволяем Богу направить наши действия посредством того, что стараемся руководствоваться противоположным духовным принципом. Действия - это наша ответственность.

Обычно, мы переживаем наибольшую готовность сразу же после капитуляции. Мы капитулируем от отчаяния и безуспешности наших попыток контролировать реальность и других людей с помощью недостатков. Со временем, мы сможем практиковать готовность еще до того, как окажемся в безвыходном положении, к которому нас ведут наши недостатки.

Обладать готовностью взять на себя ответственность является положительным образом жизни. Нам стоит двигаться в сторону изменений, где нет боли и злобы. Мы учимся ценить себя и других настолько, что мы можем позволить произойти переменам сейчас, а не ждать, пока у нас уже нет другого выбора, кроме как измениться или умереть. Готовность к изменениям - это совершенно другой образ мышления, более конструктивный, чем ожидание, пока нам не станет так больно, что у нас не будет выбора, кроме как капитулировать. Разница в размере разрушений.

 

У нас есть выбор как относится к ситуации

Очень много зависит от нашего восприятия и отношения к происходящему, от того, что мы стараемся увидеть. Однажды вечером один член Сообщества пошел на собрание. Он нахмурился, когда другой член группы неправильно прочитал несколько слов во время чтения Преамбулы. Он почувствовал ужас, когда другой человек сказал, когда представлялся, что он был алкоголик и наркоман. Другой человек говорил слишком долго. Как только он выскользнул за дверь сразу после встречи, он пробормотал: "Это было ужасно. Нужно было остаться дома".

Другой член Сообщества тоже пошел на собрание. Он склонил голову, когда он слушал преамбулу, вспоминая главные рекомендации Программы: быть откровенным, открытым и готовым к изменениям. На его глазах появились слезы, когда он проникся к истории другого члена группы. Он был благодарен за возможность присутствовать на этой встрече. После уборки и небольшого общения, он остановился, и, заперев дверь комнаты для собраний, подумал: "Слава Богу, за такое прекрасное Сообщество".

Оба члена Сообщества были на одном и том же собрании. Разница в том, что каждый нашел то, что искал.

 

Как будто

Действия «как будто» к нам уже вернулось здравомыслие, и «как будто» изменения в наших недостатках уже произошли, дают нам силы и уверенность двигаться вперед более легко по жизни без необузданных недостатков.

Мы уверены, что принцип «как будто» будет работать потому как это уже сработало во Втором Шаге, после того как в Первом мы признали бессилие. Изменят ли действия «как будто» нашу жизнь? Да, без сомнения!

Это вопрос готовности применения Шагов, которые мы уже сделали. Чем больше мы обретаем готовность и больше применяем действия «как будто», тем активнее становится наше принятие и капитуляция, и тем больше мы способны жить по новому. Со временем, жизнь «как будто» становится нашей настоящей жизнью.

Этот процесс будет наполнять нас, и приносить награду. Иногда рекомендация действовать «как будто» может поднять вопрос о подлинности и достоверности. Придти к тому человеку, которым мы на самом деле являемся, придти к аутентичности и подлинности - верная цель. Мы являемся подлинными, когда мы выбираем действовать и относится к ситуации в соответствии с нашими духовными принципами, которые мы выбрали для нашей жизни. Если эти духовные принципы и ценности не проявляются полностью и всегда, это не делает нас фальшивыми. Это делает нас людьми.

Есть много этапов в признании собственного бессилия и работы над этим. Это называется прогресс. В выздоровлении нет волшебства. Мы получаем то, над чем работаем.

 

Почему мы держимся за то, от чего страдаем?

Почему мы так сильно держимся за наши дефекты? Если бы недостатки приносили только боль и вред, от них не надо было бы так отчаянно избавляться. Например, засунуть руку в огонь приносит только вред и боль. Когда человек это делает, он всё понимает с первого раза. Второй раз он этого уже не делает. Почему же зависимый поступает на дефекте, жалуется, что ему плохо, что своими дефектами он рушит отношения, причиняет вред себе и окружающим, "страдает от этих проклятых злости похоти эгоизма гордыни и нечестности", и через час может опять поступить точно также? После 4 и 5 шага, зависимый полностью понимает, что и почему происходит, и понимает, что именно причиняет ему боль, но почему же тогда он продолжает поступать по-старому? Причина заключается в том, что дефекты обслуживают наш эгоизм. Недостатки позволяют нашему эгоизму влиять на окружающих людей.

В середине Шестого Шага, мой спонсор спросил меня: "Скажи, ты точно понимаешь, о чём говорит Шестой и Седьмой Шаг? Ты на самом деле хочешь избавиться от того, с чем ты жил так много лет? Ты на самом деле хочешь избавиться от этих сломанных защитных механизмов, с помощью которых ты защищаешься от внешнего мира? Ты на самом деле хочешь избавиться от инструментов своего эгоизма, которые обслуживали тебя так долго, заставляя людей делать то, что хочется тебе?"

Наши дефекты - это инструменты эгоизма, которые призваны манипулировать людьми и заставлять крутиться мир вокруг нас. Конечно, это не на самом деле работает, именно из-за этого мы избавляемся от них.

Спонсор продолжал: "Твоя злость и обвинения заставляли твою жену делать то, что хочется твоему эгоизму. Твое осуждение и упрёки наполняли твою гордыню самоутверждением за счет других людей, у которых ты находил недостатки. Находя недостатки других людей, тебе кажется что все вокруг "плохие", и они должны работать над собой, а не ты. Рассматривания других женщин кормили твою похоть. Употребление едой позволяло заесть пустоту, а курение позволяло закурить раздражение. Гнев делал из тебя "страшного и злого", которому лучше не перечить, и делать то, что он сказал. Нечестность позволяла заработать больше денег. Твои колкие взгляды и упрёки заставляли твоих детей ходить по струнке, когда ты был ими недоволен. Твои манипуляции, притворства и маски заставляли окружающих людей делать то, что тебе угодно. Твоя саможалость позволяла сбросить с себя ответственность и не делать ничего. Твои обвинения и поиск виноватых позволяли тебе прикрыть ущерб, который ты нанес людям. Ты на самом деле хочешь от этого отказаться? Подумай очень хорошо, ведь это означает, что тебе придётся отказываться от этих всех манипуляций и попыток контролировать"

Я начал понимать что значит Шестой и Седьмой Шаг.

К примеру, когда приходила конкретная ситуация, в которой я привык обвинять, чтобы скрыть ущерб, который я нанёс, и скрывать свою необходимость в изменениях, я должен был увидеть свою часть, и возместить ущерб. А это огромный удар по моему эгоизму.

В ситуации, когда в магазине я встречал эффектную женщину, мне следовало отводить глаза, а я привык её разглядывать и гонять фантазии в голове, кормя свою похоть. Мой эгоизм не хотел терять образ похотливого мачо.

В ситуации, вместо того, чтобы заставлять жену с помощью бесконечных упреков и другого морального насилия решать семейные дела, так как мне хочется, я должен был идти на компромисс и прислушиваться к её мнению и интересам так же, как и к своим. Ещё один огромный удар по моему эгоизму.

Вечером, когда я приходил с работы пустым и раздраженным, я всегда наедался на ночь жирного или сладкого; нервозность и раздражение я снимал одной или иногда двумя подряд сигаретами. Вместо жирного и сладкого, мне надо было сделать салат, и по хорошему, расставаться с сигаретами, потому как я принял решение избавляться от курения. Мне было очень тяжело проживать пустоту без обжорства и курения.

Работа по Шестому Шагу заключается в наших добросовестных попытках поступать вопреки нашим дефектам. Мой спонсор мне сказал: "Если ты не знаешь как поступить в ситуации, чтобы работать по Шестому Шагу, то поступи просто наоборот от того, что ты хочешь сделать, и так ты никогда не ошибешься!"

В ситуациях на работе и доме, вместо того, чтобы самоутвердится и возвысится за счет осуждения и обвинения членов семьи и других людей, мне надо было перестать играть роль Бога, смотреть на свою часть и делать только её ответственно и добросовестно.

В ситуациях, возникающих в семье, в магазинах, на дорогах и на работе, вместо того, чтобы за счёт гнева скрывать свою обиду и страх, мне надо было принимать бессилие и приемлемым образом искать решение ситуации.

На работе мне требовалось отказываться от фальсификации рабочих часов и сделанной работы, что открывало глаза начальству на то, каким работником я на самом деле являлся.

В теме воспитания детей, вместо того чтобы заставлять своими колкими взглядами и критикой их быть такими, какими их хотел видеть мой эгоизм, я должен был перестать их критиковать, насиловать морально и искать общий язык и строить дорогу к их сердцу и сознанию.

В ситуациях, возникающих в семье и на работе, когда я хотел переложить ответственность на других, погружаясь в жалость к себе, я не мог больше так поступать. Я должен был брать ответственность на себя и делать свою часть в семье и на работе.

Я осознал, что пока я не готов отказаться от того, что мне дают мои недостатки. Бог, как я его понимаю, не сможет меня избавить от этих недостатков, ибо я держусь за них. Я продолжаю поступать по старому, пока я не готов отказаться от всего того, что мне дают эти недостатки. Пока я поступаю по старому, я не даю Богу, как я его понимаю, избавить меня от них. Мне надо добровольно отказаться от того, что мне дают мои недостатки.

Также, мне необходимо набраться мужества, чтобы прожить эти чувства и боль отказа. Когда я отказываюсь вести себя на дефекте, я чувствую боль, мой эгоизм устраивает истерику, наполняет меня страхом.

Как сказано в литературе, у нас проблемы не в том, чтобы отпустить самые грубые и очевидные дефекты характера. Самым трудным является отпустить те дефекты характера, которые мы используем "в меру" или только в отдельных случаях. Они представляются как естественные инстинктивные реакции, и, оказывается, становятся нашими врагами, когда мы начинаем размышлять и готовиться к работе по Шестому Шагу. Став полностью подготовленными – через признание и принятие полного собственного бессилия, – мы должны спрашивать наши сердца, молиться и медитировать, отложив в сторону наше представление о самих себе.

 

Путь к тому человеку, кем мы являемся на самом деле

Вера в то, что есть что-то большее и лучшее это сущность веры; уверенность в том, что Бог сделает меня тем, кем я должен стать, в первую очередь – достойным человеком. Сколько раз мы слышали это на собраниях? Возможно много, много раз. Мы опасаемся, что станем незаметными, если мы перестанем использовать наши недостатки. Кроме того, мы опасаемся стать обычными, нормальными или скучными. Размышляя над признанием собственного бессилия, многие из нас впервые совершенно честно сталкиваются лицом к лицу с самооценкой. Возможно, мы увидели это на Пятом Шаге, и это может быть очень трудным осознанием.

Мы всю жизнь создавали образ, кто мы и как мы поступаем, фантазируем истории, строим иллюзию образа сильного властного человека, или же наоборот образ забитой жертвы. Когда мы подходим к 6 и 7 Шагу, нас просят отложить все эти образы в сторону, и посмотреть смиренно и очень честно на того, кем мы являемся на самом деле. Эти образы, которые мы строили в своих иллюзиях, могут сильно мешать и вызывать противоречия с новыми принципами, которым мы приняли решение следовать в Программе. Неудивительно, что мы боимся и опасаемся.

Вот где мы должны переосмыслить природу наших истинных, подлинных Я, кем мы могли бы стать. Как далеко мы готовы идти для выздоровления? Выбор – это акт воли, мы должны быть готовыми взять на себя ответственность за этот выбор. Шаги Шесть и Семь говорят, в первую очередь, не кем мы станем, а кем мы не хотим быть.

Шестой и Седьмой Шаг не позволяют нам стать кем угодно. Есть опасное заблуждение, когда мы считаем, что сможем стать кем только захотим в своих эгоистичных желаниях. В 6 и 7 Шаге мы не строим себя по иллюзорному образу из своих фантазий. Вместо этого, мы стремимся к тому самому человеку, кем мы на самом деле являемся.

Шестой и Седьмой Шаг подразумевает признание и принятие дефектов. Мы можем признавать что-то, но ничего не делать с этим. От признания до принятия могут пройти годы. В чём разница между признанием и принятием? Разница в действиях.

Признание происходит, когда мы просто признаем, что есть проблема. Принятие происходит, когда мы готовы жить на условиях новой реальности, в которой мы признаем проблему. Признание проблемы зависимости могло ошарашить нас, но не повлиять на наши действия. Мы можем сказать, что принимаем факт только тогда, когда готовы выполнять действия, которые следуют из признания факта.

Например, мы могли признать, что мы зависимые, но ничего не делать с этим. С одной стороны мы признали на словах что мы зависимые, но с другой - ничего не поменяли в своей жизни после признания. Когда мы принимаем, что мы зависимые? Когда начали ходить на встречи, начали работу по шагам, начали делать служение.

Отрицание - это когда мы не живём в соответствии с реальным положением дел. Нам требуются действия. Принятие болезни зависимости, лекарством от которой является духовное пробуждение и духовный рост, делает необходимым постоянную работу по Программе. Когда мы застаиваемся в своём выздоровлении, мы не стоим, а откатываемся назад.

У нас есть духовное расстройство.  Если мы признаем и принимаем этот факт, то как мы можем отнестись к Шагам изменений с минимальным вниманием? Мы должны стать готовыми на действия!

Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка

Категория: Все о программе 12 шагов | Добавил: maxim (07.02.2018)
Просмотров: 5323
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
                                                                      Добро пожаловать
Ищи материалы и советуй другу
Личные истории

Иногда мне кажется, что вот-вот, я сделаю усилие, и проснусь, приду в себя в какой-нибудь больнице, где пролежал в коме, и это слава богу если так. Может, я приду в себя в очередном сумашедшем доме, и пойму, что этот проблеск сознания, на несколько минут, и я могу не ходить под себя, и понимать что мне говорят. Пожить в реальности. Я ее не люблю. С детства. Сколько себя помню.
Личные истории. Далее

Употребляла четыре года. В 14 лет, будучи одинокой читающей барышней встретила музыканта. Это было безумие первой любви взаимной и всепоглощающей, с ним я начала курить план, ходить на концерты и писать очень красивые стихи.
Личные истории. Далее

Зовут меня Владимир, родился в Сибири, рос, мотаясь по Украине, там же попробовал сигареты, а весь мой торч прошел в России, в городе Волгограде. Родился я в семье отца еврея и русской матери, никто из них не был пьяницей, только мой дед по материнской линии бухает. Вот я иногда и думаю в него я что-ли? )))
Далее
Сделай 10 шаг
//nam-poputi.ucoz.ru/tests/0-62-0
Прочти ежедневник
http://www.na-russia.org/egednevnik/
Сколько тут?
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0