Вспомогательные материалы к работе по 12 шагам
Открытость новому, эссе № 1 из 8
Открытость новому помогает нам услышать нечто такое, что способно спасти нашу жизнь. Она дает нам возможность слышать противоположные мнения и приходить к своим собственным выводам. (Базовый текст, Глава Девятая: Только сегодня).
В АН есть много мнений об АН, и всё же существует несколько убеждений о выздоровлении в Анонимных Наркоманах, которых придерживаемся мы все. Конечно, наша программа основана на воздержании от употребления и основы АН ясно изложены в нашей литературе: собрания, Шаги, спонсорство, служение, связь с Высшей Силой. Наша главная цель - несение вести другим зависимым, тоже чётко определена. Кроме Шагов, у нас есть Традиции и Концепции, которые помогают нам в достижении этой цели. Хотя основы АН ясно определены, все, что касается их применения, не так однозначно. Когда мы были новичками, нам говорили слушать, как если бы от этого зависела наша жизнь, потому что так оно и есть. Практикуя открытость новому, мы можем обрести наш личный путь в выздоровлении, используя основы программы наиболее подходящим для нас способом. Когда мы приходим в АН, мы не знаем, как работать по программе, хотя иногда думаем, что хорошо знаем, как это делать и легко делимся этим. В основном мы полагаемся на спонсора и на других, более опытных членов сообщества, чтобы они показали нам, как они применяют в своей жизни программу. И вот именно здесь возникают противоречивые мнения, которые некоторые члены сообщества выражают весьма бурно, например, сколько собраний вы должны посещать, как работать по 10-му Шагу или как долго может длиться то или иное служение. Нет точного плана того, как оставаться чистым. Всё что мы знаем, это то, как это сработало для нас. Оставаясь чистым все более долгое время, становится всё труднее быть открытым новому, любопытным и гибким. Действительно, мы находим действия, которые работают для нас и продолжаем их выполнять. Однако, нам надо более осознанно относиться к жёсткости, которую мы обретаем в условиях нашей изменчивой жизни. Новая работа или отношения, внезапные трудности могут потребовать другой подход, отличный от того, к которому мы привыкли. Мы можем вдруг, как в начале выздоровления, обнаружить, что отстаиваем то, что как мы думаем, хорошо знаем, вместо того чтобы прислушаться и быть открытым к мнениям и опыту других. На каком бы этапе выздоровления мы не находились, открытость новому вовсе не означает, что мы должны изменить собственные взгляды или поступки, но это означает, что мы можем послушать других и рассмотреть разные мнения, альтернативные нашему. Когда я обнаруживаю, что не хочу слышать, что говорят другие, мне надо спросить себя – почему? А затем прислушаться и сделать собственный вывод.
Открытость новому, эссе № 2 из 8
Новая идея ни за что не приживется в закрытом разуме. (Базовый текст, Глава Девятая: Только сегодня).
«Подойти ко Второму Шагу непредвзято было дня меня настоящим испытанием» - поделился один анонимный. Представление о том, что Сила более могущественная чем мы, может вернуть нас к здравомыслию, является настоящей дилеммой для некоторых из нас. «К счастью, моя тщательная работа над первым Шагом убедила меня, что все мои способы бросить употребление не работают» - продолжает анонимный. «Это заставило меня капитулировать, и я пришел к выводу, что возможно путь, предложенный в АН, сработает для меня». Каждый из нас пытается понять значение фразы «духовный, а не религиозный» в рамках нашего мировоззрения. В Базовом тексте есть обещание, что нет никаких ловушек в предложении найти Высшую Силу нашего личного понимания и это подтверждается нашим опытом. Некоторые из нас приходят в программу с глубокими убеждениями, основанными на религиозных традициях. У других есть светские убеждения, к которым мы можем быть привязаны в той же мере. Не важно, каким опытом мы обладали и каких взглядов мы придерживались до прихода в АН, мы обнаружили, что открытость новому – это важнейший фактор, который позволяет нам рассматривать новые для нас идеи. В выздоровлении мы обнаруживаем, что открытость духовным принципам обогащает наши собственные убеждения. Нас не просят «заглатывать» новые идеи целиком, чего мы можем очень опасаться, или заменить существующую систему убеждений некой заранее подготовленной догмой. Скорее, открытость новому позволяет нам учиться опыту других, принимать то, что относится к нам, отбрасывая ненужное. Это как прививка, а не трансплантация. Вместо того, чтобы закрыть свой разум новым идеям, открытость новому даёт нам свободу опробовать их. Если прививка не вызвала аллергии, это поможет укрепить наши прежние убеждения, или пересмотреть наши собственные идеи. В любом случае, рост является результатом того, что наш разум остаётся открытым. Я буду помнить о преимуществах более гибкого и открытого подхода к новым идеям, даже если это касается духовных аспектов моего выздоровления.
Открытость новому, эссе № 3 из 8
Открытость новому приводит нас к таким откровениям, которые ускользали от нас на протяжении всей нашей жизни. Именно этот принцип помогает нам принимать участие в дискуссии и не делать при этом поспешных выводов, не решать заранее, кто прав или неправ. (Базовый текст, Глава Девятая: Только сегодня).
Когда мы приходим в АН, многие из нас думают, что являются людьми, которые открыты новому. Для начала, многие из нас пробовали множество разных наркотиков! Если серьёзно, у нас может быть жизненная позиция, которая говорит: живи и давай жить другим, мы также проявляли терпимость по отношению к тем, кто отличается от нас. Однако, были ли мы хоть немного открыты для понимания и мнения других или для отклика касательно нашего поведения? Мы хотя бы могли слушать? Были ли мы способны признать, что можем быть неправы или не знать чего-то? Мы верили в то, что нам нужно меняться, и даже если это так, мы верили в то, что действительно могли это сделать? Навряд ли. Наш опыт подсказывает, что открытость новому лежит в самой основе наших изменений. Хотя некоторые члены АН утверждают, что мы должны «изменить в себе всё», открытость новому не означает, что всё, что мы знаем подлежит обесцениванию. Наоборот, мы обретаем тщательно проработанную оценку того, какого поведения и перспектив на будущее мы хотим придерживаться в своей жизни, а также того, отчего мы можем сегодня избавиться – мы учимся делиться этим пониманием с другими. Задавая вопросы, слушая других и откликаясь внутренне на ответы, мы учимся идентифицировать наши старые идеи и систему ценностей для того, чтобы наиболее ясно видеть своё поведение и действовать по-другому, когда это потребуется. Открытость новому – это также один из неотъемлемых инструментов для несения вести другим зависимым и для ведения плодотворной дискуссии о служении в АН. Мы учимся больше слушать наших подспонсорных и тех, с кем мы служим, вместо того чтобы вынашивать план, как нам лучше высказаться. Как сказал один анонимный: «Мы здесь не для того, чтобы быть правыми, мы здесь для того, чтобы быть лучше». Открытость новому препятствует тому, чтобы мы убегали от проблем, от себя и друг от друга. Многие из нас считают, что стремление быть открытым новому приближает нас к Высшей Силе или к лучшей версии самих себя. Я стремлюсь держать свой разум и сердце открытыми. Я буду больше слушать и меньше говорить. Я позволю моим способностям и убеждениям развиваться вместе с моим выздоровлением.
Открытость новому, эссе № 4 из 8
Порой принятие новой информации дается нам с трудом, особенно если она приходит к нам «неправильно». (Жить Чистыми, Глава Первая, “Ключи к свободе”).
Наши представления о том, какая помощь нам нужна, как она должна быть упакована и от кого исходить, могут быть совершенно бесполезны. Наша работа по Третьему Шагу может дать несколько полезных стратегий. Нам часто советуют «делать работу, а результат предоставить Высшей Силе», и «следить за тем, какие двери открываются, а какие остаются закрытыми». Когда мы обнаруживаем, что слишком привязаны к результату или бьёмся головой об одну и ту же закрытую дверь, то это значит, что с открытостью новому у нас не все в порядке. Согласно классической аллегории, рассказываемой годами на собраниях АН, во время наводнения один мужчина на крыше своего дома взмолился о помощи. Однако отказался сесть на шлюпку спасателей или даже в спасательный вертолёт, объясняя, что «Господь всё разрулит». Вода продолжала подниматься и мужчина в конце концов, утонул. В загробной жизни он жалуется Богу на то, что тот позволил ему умереть, на что получает ответ: «Я же тебе посылал лодку и вертолёт!» Не случайно эта притча стала классикой, она раскрывает некоторые проблемы, связанные с ограниченностью взглядов. Один анонимный так объяснил этот сломанный механизм: «Я отправляю свои запросы Вселенной и прошу о помощи, затем оцениваю, осуждаю и отвергаю предложенную мне помощь. Оказывается, что я часто просто ищу кого-то, кто подтвердит степень моей важности». Открытость новому пригодится и здесь тоже. Посещения собраний в другом городе хорошо демонстрирует преимущества непредвзятости. «Я уехал за 25 км от своего города, и всё, что я слышал, казалось мне таким значимым», делится один анонимный. «Я понял, что лучше слушаю незнакомых членов Сообщества». Без предвзятости к тому, кто высказывается, без знания его срока чистоты, репутации, и всего другого багажа, легче услышать весть. Подобное восприятие требует чуть больше усилий, когда мы находимся ближе к дому. Применение принципа анонимности помогает нам отложить информацию, которая мешает слушать других. Вместо того, чтобы слушать то, что подтверждает наши собственные взгляды, мы можем практиковать смирение и открыть разум опыту других, силе и надежде. Я допускаю, что не всегда знаю, что является лучшим для меня и даю себе возможность обдумать идеи других, не важно кому они принадлежат.
Открытость новому, эссе № 5 из 8
В бесконечном процессе капитуляций, инвентаризаций и внутренних изменений наша открытость новому дарит нам способность видеть себя лучше и яснее. (Жить Чистыми, Глава Первая, вводная часть).
«Закрытый разум - убийца!» Один из анонимных высказал идею, что разум, как парашют, не может функционировать, если остаётся закрытым: «Когда мы погружаемся в выздоровление, мы дёргаем за кольцо в порыве препоручения, с долей мужества и веры». Ограниченность ума иссушает нас, скрывая наши секреты и сохраняя плохие привычки. Это отделяет от других, от их представлений, понимания и сострадания. Когда мы сопротивляемся непредвзятости, свет не может проникнуть внутрь, и страдает наша человечность. Мы не можем честно взглянуть на себя. Новые идеи не могут проникнуть сквозь твердыню гнева кончается всё нашей изоляцией. Чистота и её сохранение побуждает нас открывать те потаённые места, которые мы предпочли бы держать в секрете. Готовясь к выполнению каждого из 12 шагов, нам необходимо контролировать свою предубеждённость. Благодаря этому процессу самоанализа, который предоставлен всем нам, мы открываем наш разум новому образу жизни. Мы анализируем своё прошлое, чтобы перестать бегать от него и отпустить. Мы определяем свои недостатки и полезные качества, чтобы ясно увидеть себя и найти баланс. Мы возмещаем ущерб, чтобы избежать таких же ошибок в отношениях. Помимо этого, мы также открываем не только свой разум, но и свои глаза, сердца, раскрываем объятия, чтобы помочь другим измениться так, как изменились мы. Этот процесс не останавливается, до тех пор, пока мы сами не перестанем уделять ему внимание. Мы не достигаем готовности к новому и благополучия, просто единожды обретя её. Мы полагаемся на свою непредубеждённость, чтобы продолжать развиваться. Член сообщества АН добавил: «Наши ноги могут коснуться земли на мгновенье, но жизнь заставит нас опять взлететь на этом самолёте. Нам нужно выпрыгнуть с парашютом опять и дёрнуть за кольцо». Поддержание непредубеждённости, даже с годами чистоты за плечами, не даёт нам стать слишком жёсткими, не даёт строить невидимые стены, помогая ориентироваться в новых спорных ситуациях, которые возникают в нашей жизни. Где в процессе моего выздоровления я могу быть более открытым? Кому или чему я сегодня сопротивляюсь? Какое значение этот духовный принцип имеет в Шаге, по которому я сейчас работаю? Если я перестал активно работать над собой, что должно случиться, чтобы я мог дёрнуть за кольцо и дать парашюту раскрыться?
Открытость новому, эссе № 6 из 8
Принцип открытости новому помогает нам учиться на чужом опыте и постоянно находиться в поиске учителей. (Жить Чистыми, Глава Пятая, “Быть родителями”).
Когда мы читаем «Только сегодня», как мы это делаем на многих собраниях, нам напоминают о том, что нужно развивать позитивный взгляд на жизнь. Открытость новому – это один из ключей к достижению этого улучшенного мировоззрения. Без открытости новому мы ограничиваем себя в замкнутом мире, который уже знаем. Как один анонимный заметил: «Если бы я знал, как починить себя, разве пришёл бы я в АН?» Понимание того, что у нас нет ответов на все вопросы, может быть настоящим преимуществом. Такое смирение помогает нам продолжать обучение. Помимо того, что мы заглядываем внутрь себя, мы можем найти уроки и учителей, основываясь на нашем опыте и на всём, что нас окружает. Отчаяние, независимо от его степени, может быть учителем. У него есть способность открыть наш разум для тех возможностей, которые есть в запасе нашего выздоровления. Когда мы открыты поиску учителей, нам легче обнаружить жизненную опору и правильный курс, чтобы избежать некоторых самых суровых уроков. Когда что-то идёт не по-нашему, открытость новому помогает найти возможности для самореализации. Новые идею кажутся менее похожими на личные нападки, а всё больше - на возможность расширить наше понимание. Вместо побега от критики, мы ищем, что можно извлечь из неё, не пытаясь оправдаться. Как только мы прекращаем употреблять и избавляемся от желания употребить, поиск нового образа жизни становится проектом всей жизни, над которым мы работаем каждый день. Поиск приобретает новое значение по мере нашего выздоровления. «В 20 лет, когда я пришёл новичком в АН, у меня был такой образ жизни, который бы убил меня сегодня», поделился один анонимный. Если мы хотим продолжать учиться и расти, это поможет остаться открытыми и обучаемыми. Жизнь никогда не останавливается, предлагая новые уроки. Вместо того, чтобы обижаться на повороты жизни, мы пытаемся сфокусироваться на том, что мы можем открыть в себе, пока совершаем плавание по реке жизни. Я постараюсь рассмотреть те точки зрения, которые могут отличаться сегодня от моих собственных. Я буду смотреть на свои проблемы, как на возможности для роста.
Открытость новому, эссе № 7 из 8
Когда мы остаемся открытыми новому и сохраняем способность учиться нашим основным принципам, наше понимание становится более глубоким и более зрелым. (Путеводные Принципы, Введение).
Когда мы проходим ранний этап выздоровления, многие из нас переживают то, что мы называем «сидромом Питера Пена». Как и вымышленный персонаж, который отказывается взрослеть, некоторые из нас решают вернуться в счастливое детство, которое у нас украла зависимость. Восполнение потерянного «я» может быть естественным ответом на новую, радостную свободу. Смех и веселье, которое мы разделяем с другими анонимными – это основная причина, из-за чего мы продолжаем возвращаться на любой стадии выздоровления. Как и во многих аспектах, в этом подходе Питера Пена мы тоже можем зайти слишком далеко, отказываясь брать ответственность за свои действия или отказываясь расти в своём выздоровлении. С годами, по мере взросления и увеличения чистого времени, для нас может оказаться шоком осознание того, что вновь пришедшие члены обращаются к нам, как к «нашим предшественникам». Один анонимный поделился: «Я называл «старожилом» любого, кто оставался чистым, по меньшей мере на 5 лет дольше меня. В какой-то момент я понял, что это определение подходит и ко мне, и другие стали обращаться ко мне с просьбой о наставничестве. Я чувствовал необходимость узнавать больше и поступать лучше, так что я начал изучать традиции, чтобы соответствовать этому обращению ко мне, как к предшественнику». Также как Питер Пен, многие из нас могут сопротивляться идее взросления или отвергать идею стремления к более глубокому пониманию принципов, потому что мы думаем, что это звучит скучно. Это также может быть оправданием закрытого сознания. Точно также, «то, как мы всегда поступали» не приглашает к дискуссии и не позволяет исследовать различные точки зрения. С другой стороны, способность к обучению и открытость новому позволяет нам рассматривать разные перспективы благодаря чтению, обсуждению и размышлению. Мы часто находим новые применения этому в нашей жизни внутри АН и за его пределами, а также в нашем служении в группах, будучи открытыми изучению руководящих принципов. Один анонимный поделился: «Прежде чем я их действительно понял, я рассматривал Традиции, как жёсткий набор правил. Я не понимал, что, защищая нас от наших наихудших импульсов, они создают условия для творчества и свободы в служении АН». Есть ли у меня какие-то предубеждения к Традициям, которые препятствуют их более глубокому пониманию? Как мне практиковать открытость новому и быть более обучаемым, в то же время принимая на себя ответственность в наставничестве других?
Открытость новому, эссе № 8 из 8
Третья Традиция просит нас практиковать открытость новому по отношению к самому себе, по отношению к другим и по отношению к возможности меняться. (Путеводные Принципы, Традиция Третья).
Конкретная, всеохватывающая и глубоко продуманная Третья традиция гласит, что желание прекратить употребление наркотиков – это единственное условие для членства в АН. Можно даже сказать, что это звучит радикально в том, что нам предлагается сделать: оставить при входе все суждения о том, кто имеет право на членство в АН. Каждый индивидуально решает, соответствует ли этим требованиям, и мы предоставляем право каждому решать это самому. Как и все духовные принципы, применяемые в каждом Шаге или Традиции, открытость новому не означает - «у меня это есть». Это означает непрерывный процесс, требующий работы. Отрывки из нашей литературы, которые зачитываются вслух на собраниях постоянно противоречат нашим взглядам, кто такой зависимый или, что есть выздоровление. Нам нужно продолжать читать литературу, слушать и действовать соответственно. Эти отрывки поддерживают ценности АН, заключающиеся в принятии всех зависимых, независимо от того откуда мы, как мы выглядим, как, какие и сколько наркотиков мы употребляли, что указано в нашем резюме, есть или нет у нас криминальное прошлое, кто нас привлекает, какие у нас были духовные устремления в прошлом, если были вообще, и т.д. Теоретически нам все здесь рады, и в идеале, на практике тоже. С точки зрения практического применения этой Традиции, имеется в виду не только открытость новому, но и сострадание по отношению к себе и другим. Мы начинаем отвергать предвзятое оценочное мнение, чувствуя облегчение от того, что даже небольшого желания сделать это уже достаточно. Мы готовы стать частью группы. Для многих из нас это нелегко, так как в прошлом мы сопротивлялись становиться частью чего-либо. Наша низкая самооценка вместе с отсутствием смирения говорили нам, что группа, которая приветствует всех участников, вероятно для неудачников, тогда зачем волноваться? Мы беспокоимся, потому что испытываем отчаяние и хотим, чтобы наша жизнь стала лучше. По мере роста, открытость новому увеличивает наш вклад в выздоровление и благополучие других. Это открытый путь к сочувствию и к безусловной любви. Наша открытость помогает оставаться на собрании тем, кто сомневается в своей зависимости, кто боится стать частью группы, кто думает, что не сможет остаться чистым. Я буду использовать своё членство, активно практикуя открытость новому. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы дать возможность развиваться другим.
Бдительность, эссе № 1 из 5
“Мы должны быть готовы делать все, что потребуется для выздоровления» (Базовый текст, глава 9: «Только сегодня»)
«Я постоянно напоминаю себе: то, что я сделал для своего выздоровления вчера, не поможет мне остаться чистым сегодня», делится на своем юбилее один член АН, называющий себя хроническим срывником. «Бдительность — самое главное для меня здесь и сейчас», продолжает он. — «Я на собственной шкуре убедился, что настоящее выздоровление заключается в готовности делать то, что нужно. И приходится постоянно останавливаться и брать паузу, чтобы понять, что именно мне нужно сейчас». Бдительность — настоящая звезда среди духовных принципов. Это сложное понятие, которое подразумевает и наблюдение, и целенаправленные действия. Мы начинаем практиковать бдительность, просто становясь более внимательными. Мы поднимаемся на новый уровень — от воздержания к осознанному выздоровлению — когда начинаем активно работать по программе, анализировать свое состояние и учиться гибкости. Наш подход меняется по мере того, как совершенствуется наша программа выздоровления. На первых порах достаточно просто посещать как можно больше собраний и ничего не употреблять, чтобы достичь желаемого эффекта. В голове проясняется, появляется лучик надежды — и для начала этого хватает, чтобы мы продолжали возвращаться. Слушая рассказы других членов сообщества, мы начинаем стремиться к большему. Один из членов АН рассказывает: «Если я хочу большего от своей программы выздоровления, мне надо больше в нее вкладываться». Окрыленные, мы находим спонсора, выстраиваем отношения с нашей Высшей Силой и двигаемся по шагам. Со временем мы начинаем чувствовать себя все более уверенно. Бдительность помогает нам принять наш новый образ жизни и каждый день применять знания о духовных принципах в наших делах. Мы выделяем время на размышления и, оставаясь чистыми, постоянно совершенствуем свой подход к программе. Наблюдая за собой, мы иногда замечаем, как в нашем физическом, психическом, духовном и эмоциональном состоянии наступает разлад. Это случается, потому что мы живые люди, и мы меняемся. Но жизнь дает нам инструменты, которые помогают преодолевать сложности, сосредотачиваться на самом важном и вновь налаживать контакт с самими собой, близкими людьми и Высшей Силой. Каждый день я остаюсь зависимым, но сегодня я выбираю быть выздоравливающим зависимым. Я готов делать все необходимое, чтобы заботиться о своем духовном состоянии и внимательно относиться к своей программе выздоровления.
Бдительность, эссе № 2 из 5
«А ведь мы так быстро можем увязнуть в стереотипах! Для того, чтобы не дать старым стереотипам проявиться снова, нам необходима бдительность» («Жить чистыми», глава 2, «Контакт с самими собой»).
Мы были в безвыходном положении, помните? Мы находились в плену одних и тех же импульсивно повторяющихся действий и неспособны были остановиться хоть на сколько-нибудь продолжительное время. Выздоровление в АН стало нашим первым реальным шансом выбраться из болота нашей болезни, одержимого хождения по одному и тому же порочному кругу. Мы признаем, что мы бессильны перед привычками, сформированными нашей зависимостью, чтобы приобрести новые — здоровые, полезные и продуктивные. Но, чтобы не сбиться с пути, нужна бдительность. Приобретая новые привычки, мы не позволяем болезни вносить в нашу жизнь прежние разрушения. Но в моменты напряженной борьбы или упоения рутиной мы можем снова начать искать мгновенное облегчение, рискуя вернуться к старому образу жизни. Как сказал один член АН: «Мы ищем новые вредные привычки, которые позволяют нам испытать те же будоражащие чувства. Иногда на первый взгляд эти привычки кажутся полезными. Сначала мы берем одно служение или два, а потом впадаем в одержимость и начинаем забывать про семью и другие обязанности». Другой член Сообщества говорит: «Практиковать бдительность очень важно. Так мы напоминаем себе, что опасность где-то рядом, среди нас и внутри нас». Что мы можем делать, чтобы сохранять бдительность? Мы уже знаем, что важно рассказывать, что с нами происходит. Быть уязвимыми и открытыми новым идеям. Мы можем каждый день проводить личную инвентаризацию по Десятому Шагу и делиться результатами со спонсором. Можем вносить разнообразие в свою программу выздоровления, если нам это нужно. Можем больше общаться с новичками. Отказаться от служения, которое утомляет, и поставить себе новые цели. Изучать литературу — писать Традиции по «Путеводным принципам» или каждый день читать отрывки из этой книги. Как и многое другое в выздоровлении, бдительность нам не придется практиковать в одиночку. Наши товарищи из АН часто раньше нас замечают, что мы свернули с пути и бредем не в том направлении. Именно их заботливый, чуткий взгляд и наша общая мудрость помогают сохранить то, что мы имеем, и придают нам мужества, чтобы пойти другим путем и выработать новые привычки. Снова. Бдительность позволяет мне оставаться начеку, на свободе и на верном пути. Осознанность, самоанализ и открытость новому дают мне возможность что-то поменять до того, как старые привычки породят новые проблемы.
Бдительность, эссе № 3 из 5
«Многие из нас уходят совсем не тогда, когда все ужасно, а когда им предстоит взять очередную духовную высоту. Мы сбиваемся с пути в тот момент, когда лишь считаные шаги отделяют нас от чуда, и порой это происходит снова, и снова, и снова» («Жить чистыми», глава 1: «Рост не бывает безболезненным»)
Большинство из нас слышали выражение «Не сдавайся за пять минут до чуда». Для новичка это может означать остаться на собрании, когда желание уйти становится невыносимым. На большем сроке чистоты оно работает, когда мы отвечаем на очередной звонок подспонсорного, который никогда нас не слушает, или сдерживаемся, когда начальник или партнер, в который раз. доводят нас до кипения. Но как мы к этому приходим? Почему новичок не уходит, когда внутри него все кричит: «Вставай! Беги отсюда!» Почему спонсор вникает в суть проблемы и делится с непутевым подопечным опытом, силами и надеждой вместо того, чтобы просто глубоко вздохнуть и снисходительно бросить: «A ты пробовал молиться?». Как нам удается переключать внимание с возникшего в моменте раздражения на то удовлетворение, которое мы в целом испытываем от этих отношений или от нашей работы? Легко делать правильные вещи, когда все идет хорошо, и мы получаем то, чего хотим, или чего, по нашему мнению, заслуживаем. Но иногда награда кажется мизерной или приходит слишком уж поздно. Как говорят некоторые члены Сообщества: «Выздоровление — это марафон, а не спринт». Марафонцам знакомо это ощущение — когда посреди забега кажется, что дальше бежать невозможно, силы на исходе, а до финиша еще далеко. В выздоровлении бывает так же. Мы месяцами, годами или даже десятилетиями живем по духовным принципам, но некоторое наши мечты и цели так и кажутся недостижимыми. Мы устали, а финиша даже не видно. Важно помнить, что в программе, основанной на принципе «только сегодня», нет финишной черты. Мы здесь не для того, чтобы получить награду в конце. Мы движемся в своем темпе. Пусть медленно и плавно, но мы все равно идем вперед, порой даже не осознавая этого. Как и во время забега, раз в несколько миль нам может быть нужен привал — стакан холодной воды или спортивный напиток — который придаст нам новых сил. В выздоровлении это может быть чашка кофе или чая в компании другого зависимого. Когда мы захочется сдаться, я напомню себе, что выздоровление — это путь, а не конечная цель. Я буду бдительным и продолжу идти вперед.
Бдительность, эссе № 4 из 5
«Мы сопротивляемся изо всех сил, ошибочно принимая свои попытки контролировать каждую мелочь за проявление бдительности в нашем выздоровлении» («Жить чистыми», глава 1: «Рост не бывает безболезненным»)
Многие духовные принципы, так же как дефекты и достоинства, имеют оборотную сторону. Избыток хорошего может завести нас не туда. В идеале, практиковать бдительность — значит анализировать и реалистично оценивать свои достижения, поддерживать баланс между работой по программе и другими обязанностями и остерегаться потенциально опасных ситуаций. Но у бдительности есть и обратная сторона. Мы можем обнаружить, что снова боимся перемен или отчаянно пытаемся продумать все возможные сценарии развития ситуации еще до того, как она произошла. «Для меня бдительность — как забор, который защищает меня от опасности», говорит член Сообщества. «Я понимаю, что теряю здравомыслие и становлюсь слишком бдительным, если снова и снова перекрашиваю забор, укрепляю его все новыми и новыми материалами, чтобы нельзя было выглянуть наружу и никто не мог заглянуть внутрь, а потом круглыми сутками патрулирую периметр. А на самом деле, простого забора вполне достаточно». Бдительность — это не контроль, а осознанность, которую мы можем практиковать ежедневно. Она напоминает нам об опасности нашей болезни и ужасах последних дней употребления. Она, разумеется, распространяется не только на прошлое, но и на настоящее. Неважно, как долго мы остаемся чистыми, мы больше делаем для своего выздоровления и самочувствия, если остаемся гибкими и открытыми. Мы держимся рядом с теми членами Сообщества, которые помогают нам брать на себя ответственность, предупреждая, если наш забор становится слишком хлипким или, наоборот, чересчур неприступным, и мы не пускаем никого внутрь. Хотя сегодня мы остаемся чистыми, перед многим мы бессильны. Мы ничем себе не помогаем, сохраняя нереалистичные ожидания или обращая слишком много внимания на то, как выздоравливают другие. Если мы отходим от непреложного следования принципам — это не значит, что мы терпим поражение. Мы не можем построить неприступную крепость, которая защитила бы нас от всех опасностей, испытаний и перемен. Наша забота — оставаться чистыми сегодня, делать действия, когда сталкиваемся с проблемами, и не вмешиваться в результат. Я умерю свою бдительность, практикуя смирение, готовность и открытость. Я буду укреплять забор своей бдительности, не впадая в одержимость. По крайней мере, не сегодня.
Бдительность, эссе № 5 из 5
«Нам следует быть бдительными в отношении своего энтузиазма — иначе он перерастет в самоуверенность. Так же и с различиями во мнениях — нам нужно держать ухо востро, чтобы они не переросли во враждебность по отношению к товарищам по выздоровлению. Бдительность требует от нас внутренних усилий. («Путеводные принципы, Традиция Вторая)
Практиковать бдительность — значит стоять на страже того, что представляет для нас ценность: духовных принципов, которые даруют нам свободу и душевный покой. В выздоровлении быть бдительным означает уделять пристальное внимание своим чувствам, мыслям и поступкам, чтобы суметь сдержаться, если захочется вернуться к старым привычкам и модели поведения. В Базовом тексте сказано, что «мы — глаза и уши друг друга». Наш спонсор и другие члены АН стоят на страже вместе с нами, напоминая нам о ценностях, когда мы о них забываем, или обращая внимание на наши поступки, когда мы их не видим. Нам нужна бдительность друг друга. Бдительность необходима и в служении. Мы стремимся всегда руководствоваться Традициями, поддерживая единство Сообщества, сохраняя анонимность и сосредотачиваясь на нашей главной цели. Многие из нас проходили через такой этап — или этапы — в служении, когда думали, что Традициям нужны блюстители, и мы как раз подходим на эту роль. Один из членов Сообщества делится: «Я звонил в местные службы поддержки и притворялся, что нахожусь в активном употреблении, чтобы подловить волонтера на ошибке. А потом мой спонсор спросил, в каком списке «обман» — это духовный принцип. И мне стало стыдно». Традиции учат нас приносить пользу Сообществу. Обязанность каждого из нас — оставаться бдительными и честно выражать свои мысли. Иногда те, кто с нами не согласен, считает, что мы занимаемся самоуправством, беря дело в свои руки. Иногда мы и сами начинаем так думать, когда ловим себя на мысли, что Сообществу не выжить, если мы его не спасем. Вторая Традиция учит нас доверять проявлениям Высшей Силе в нашем групповом сознании. АН — это про нас, не про меня. Вместо того, чтобы силой насаждать Традиции или замечать за другими ошибки, мы честно и прямо выражаем свои мысли, а результат препоручаем заботе Силы, более могущественной, чем наша собственная. Я могу быть бдительным, не занимаясь самоуправством. Мое видение и понимание — всего лишь одни из многих. Я дам своим товарищам в Сообществе право, которое заслуживаем мы все — право совершать ошибки, учиться на них и расти.
Вспомогательные материалы к работе по 12 шагам
|