Одержимость основывается на страхе. На страхе что-то не получить, то что я хочу получить, или на страхе потерять то что у меня есть.
В основании пирамиды моей одержимости лежат 4 стороны:
1 сторона это все вещества и объекты : еда, наркотики, покупки, алкоголь, люди, всё вещественное, к чему развивается одержимость.
2 сторона это голод на любовь, голод на отношения и на внимание.
3 сторона это деньги, социальное положение, экономический статус, экономическая безопасность.
4 сторона это гордость, власть, контроль, погоня за своей важностью.
Каждый раз когда я нахожусь в погоне за этими гранями, я попадаю в одержимость. Зависимый может быть очень успешным социально, у него может быть много денег, семья, дети, успех, и всё что угодно, но если он находится в одержимости на одной из этих сфер - он будет страдать, у него не будет личной свободы от зависимости.
Читайте полную стенографию:
Травмы, страх и одержимость в общем
В течении своей жизни, я пережил некоторые вещи в результате которых, мой инстинкт безопасности был травмирован. Это похоже на машину, с которой случилась серьезная авария. Шасси и рама этой машины серьёзно пострадали. Без основательного ремонта эта машина не сможет ездить нормально.
В моей жизни были разные обстоятельства, такие как нездоровая атмосфера в доме, разные больные отношения с окружающими, в которых мне причинили ущерб. В результате этих ситуаций в моем сознании стало много страха, непонимания и обиды. Прожив эти ситуации и получив неправильную информацию о жизни, исказился мой взгляд на жизнь. Я начал видеть этот мир искаженным. Насколько я знаком с другими зависимыми, очень часто так получается, что зависимый человек с самого детства воспринимал этот мир как опасное место. Это отношение к миру, как к какому-то опасному месту, создает атмосферу страха, беспокойства. И мне потребовалось это понять, чтобы начать с этим работать.
Одержимость является проявлением страха. Страх приводит нас к одержимости. Важно увидеть, как этот страх проявляется в моей жизни. Страх в большинстве случаев проявляется в двух своих проявлениях: первое проявление – это когда я боюсь, что у меня чего-то не будет; второе проявление страха – это когда я боюсь, что могу что-то потерять. Эти два страха начинают мной управлять.
Эти две формы страха будут постоянно вылезать в нашем четвертом шаге: то в списке обид, то в списке страхов, то в списке потребностей и инстинктов, которые не были удовлетворены; будут обиды на людей, которые нас не замечали, где мы не получили то, что хотели получить; будут списки отношений, в которых не было на самом деле контакта с человеком, будут отношения, в которых мы не были способны доверять.
Когда я прихожу на программу, в первую очередь мне рекомендуют построить контакт с еще одним человеком. Без этого не может начаться процесс выздоровления. Это говорит мне, что отношения с человеком, которому я могу на самом деле доверять, это жизненная необходимость. Это присутствует не только у зависимых людей, но для нас это особенно важно.
Я вырос в окружении, которое страдало от концентрации только на себе, и поэтому не было человека, с которым у меня был бы контакт. Я слышал много четвертых шагов, и я не видел случая, чтоб человек стал зависимым, имея ближайшее окружение, которое не страдало бы от самоконцентрации. Очень часто так получается, что ребенок растет, и родители находятся в постоянной самоконцентрации. Этот ребёнок не может создать настоящий контакт с ними. В четвертом шаге я увидел, что я вырос именно в таком доме, в котором на меня не обращали внимания, в котором мои потребности не были удовлетворены, и это все происходило из-за самоконцентрации моего окружения. И я говорю это не с позиции обвинения – я это говорю с позиции осознанности. Мне было нужно понять, что произошло со мной, чтобы понять что со мной происходит сейчас.
Мои родители постоянно занимались своими проблемами. Они занимались своей зависимостью, своими чувствами. Но, в свою очередь, когда я что-то требовал от своих родителей, и они не были способны мне это дать, я это воспринимал как то, что меня отвергают. И для меня не было ничего страшнее, чем чувства, что меня отвергают, что я не нужен. Занятость родителей я интерпретировал как то, что меня не любят, меня не ценят, для меня нет места в этих отношениях, и я там вообще не нужен. Что делает зависимый человек, когда он чувствует отверженность? Он заходит в одержимость. Он готов сделать всё, для того, чтобы стать принятым этими людьми. В фундаменте такого мышления и поведения лежит страх. В моей жизни страх, что на меня кто-то будет злиться, парализовал меня, и я не мог жить. Я очень боялся, что на меня разозлятся, что мною не будут довольны из-за неудовлетворительных результатов, я очень боялся не удовлетворить чьи-то ожидания. С одной стороны я хотел близости в отношениях, с другой стороны я очень боялся её. У меня был страх быть обиженным кем-то.
Моя болезнь зависимости так работает, что если у меня есть страх что-то потерять или у меня есть страх что-то не получить, я начинаю развивать к этому одержимость. У меня начинается одержимость к этому человеку или предмету. Так я устроен. Но я в своем отрицании могу даже не видеть, что это одержимость. Мне кажется, что мне нужно срочно заниматься этой сферой. Я начинаю переживать за это, и мне кажется что мне нужно прямо сейчас наладить эту сферу. Так начинается одержимость в отношениях, в сфере имущества, в сфере профессиональной или социальной устроенности, в сфере семьи или романтики.
Мне очень важно увидеть в своем поведении именно аспект одержимости. Одержимость является одной из самых основных проявлений болезни зависимости. У меня есть одержимость в моих мыслях. Моя голова становится как стиральная машина, которая работает не останавливаясь. Я захожу в одержимость на своих чувствах. Эти чувства начинают управлять всей моей жизнью. Можно видеть, как чувства начинают управлять зависимым человеком и начинают полностью контролировать всю его жизнь. Я, как зависимый человек, начинаю бороться со своими чувствами, и эта борьба приводит к тому, что я попадаю во власть своих чувств. Часто так получается, что я стыжусь своей одержимости, я стыжусь, что я не могу совладать со своими чувствами, я даже не говорю об этом, я ни с кем не делюсь о происходящем. Часто так получается, что у меня развивается неоткровенность. Я становлюсь нечестен с самим собой и с другими людьми, я скрываю от доверенных свою одержимость. Эта нечестность возвращает меня к самоконцентрации и к одержимости этими чувствами.
Также мне потребовалось увидеть, что один из моих основных страхов – это страх остаться с самим собой наедине, страх почувствовать самого себя. С одной стороны, у меня как у зависимого человека есть глубокая потребность понять самого себя, познакомиться с самим собой, построить отношения с самим собой. Но, с другой стороны, у меня есть страх на самом деле жить с самим собой. В жизни это часто проявляется, как зависимость от окружающих людей. Мне начинают требоваться какие-то другие окружающие люди, для того чтобы они дали разрешение на мою жизнь, чтобы они дали мне поощрение, чтобы они подняли мою самооценку своим вниманием и положительным мнением обо мне. Я начинаю употреблять другими людьми, чтобы они сделали меня более важным и значимым. Мне начинают требоваться другие люди, чтобы почувствовать себя целостным, чтобы прийти к внутреннему удовлетворению за счет этих людей, чтобы удовлетворить какие-то свои потребности. Эта болезненная нужда во внимании и поощрении со стороны других людей заводит меня в одержимость на этом.
Находясь в программе выздоровления, работая по шагам, у меня развивается откровенность и внутренний голос, которые меня не обманывает. Я начинаю понимать, что мое отношение к окружающему миру искажено, мое отношение к самому себе тоже искажено. И то, что искажает мое отношение, это мои чувства. В Первом Шаге мне потребовалось осознать, что моя основная проблема не заключается в конкретном употреблении, а в состояниях одержимости чем-то или кем-то.
Многие зависимые, которые попадают на программу, они хотят избавиться только от одержимости каким-то конкретным употреблением – например, употреблением веществ. Чаще всего получается, что зависимый человек меняет употребление веществ на какой-то другой “наркотик”. В первом шаге мне нужно очень внимательно увидеть как я меняю один наркотик на другой. В первом шаге, в руководстве к работе по шагам есть вопрос, который остается актуальным на любом сроке выздоровления: на трёх месяцах и на тридцати годах чистоты. Вопрос заключается в том, “Как проявляется на сегодня моя болезнь зависимости? В каких сферах жизни моя болезнь зависимости активна сегодня?”
В нашей программе есть символ. Это пирамида, у которой есть четыре грани; эти грани являются ключами к свободе не только от активной зависимости. Первый ключ – это моя добрая воля. Второй ключ – это контакт с Богом. Третий ключ – это общество, и четвертый это служение. Точно такая же пирамида есть у моей одержимости.
Пирамида одержимости
На первой грани пирамиды одержимости будут написаны все вещества и материальные вещи, которые приводят к одержимости: наркотики, еда, табачные изделия, энергетические напитки, вещи, покупки, и так далее. Сюда относится все вещества и материальные вещи, которыми моя болезнь зависимости может воспользоваться, чтобы заполнить душевную пустоту.
Вторая грань пирамиды одержимости это отношения, которыми пытается употреблять болезнь зависимости. В основе больных отношений лежит зависимость и голод на любовь, зависимость от внимания, зависимость к страсти. Это приводит к зависимости от отношений и к болезненному влечению. Например, можно посмотреть на зависимого человека, который чувствует душевную пустоту и чувствует, что ему нет места в этом мире. Он будет готов делать все для того, чтобы почувствовать себя лучше, чтобы почувствовать себя нужным, чтобы почувствовать себя важным. Он любыми путями притянет к себе какого-то человека, чтобы он дал ему чувство важности и значимости. Ему будет казаться, что если будет какой-то человек рядом, который будет его хотеть и давать ему внимание, то он наполнится этим. Зависимый, находящийся в одержимости отношениями, будет притягивать любыми путями другого человека, для того чтобы наполниться его вниманием и любовью. И у меня, как у зависимого человека, есть большая проблема в отношениях, потому как я иду на поводу у своих чувств, и часто делаю неправильный выбор. Я не выбираю человека правильно, потому что чувства меня одурманивают. Особенно сильно это связано с сексуальной сферой. Эти чувства, которые меня наполняют в отношениях, чаще всего это просто больное наполнение вниманием, влечением и страстью. Этими чувствами пользуется моя болезнь зависимости, чтобы заполнить душевную пустоту.
Третья грань пирамиды одержимости, это все, что связано со статусом, с деньгами, и с положением в обществе. Программа 12-ти шагов меня научила, что мое удовлетворение на самом деле не зависит от того, что у меня есть. Мое удовлетворение зависит от того, насколько я могу видеть и прочувствовать то, что у меня есть. Я знаю людей, у которых есть миллионы, и они не чувствуют никакой материальной безопасности. Это происходит именно из-за того, что ощущение безопасности не зависит от того, сколько есть денег у человека. Ощущение безопасности зависит от того, насколько человек может почувствовать то, что у него есть. Программа направляет меня на удовлетворение моих духовных потребностей, и в тот момент, когда мои духовные потребности будут удовлетворены, я также почувствую удовлетворение всех других потребностей.
Когда мы говорим об удовлетворении потребностей, мы не говорим об удовлетворении желаний. Мы говорим об удовлетворении потребностей. И если я читаю то, что написано в литературе по Седьмой Традиции, то я на самом деле могу понять, что сколько бы денег у меня не было, мне никогда не хватит тех денег для того чтобы удовлетворить все свои больные желания.
Бог, как я его понимаю, удовлетворяет мои потребности, а не желания. С первого дня на Программе, Бог, как я его понимаю, никогда меня не оставил меня без кровати, без каких-то шмоток, чтобы я мог одеться, и без какой-то еды. Когда я хотел иметь какие-то привилегии, рестораны, машины и так далее, в Сообществе мне говорили: «Подожди, сейчас не время». А кто вообще сказал, что мне на тот момент это было необходимо? Кто сказал, что это пошло бы мне на пользу на тот момент? Это не пошло бы мне на пользу на тот момент. Мои желания становятся болезненно важными когда я начинаю смотреть на это с точки зрения своего эгоцентризма. Мне нужно очень четко разделять между потребностями и своими эгоистичными желаниями.
Я помню как в начале своего пути в выздоровлении, когда я чувствовал душевную пустоту, я брал кошелек и шел по магазинам, вытаскивал последние деньги и тратил их. И если бы это хоть как-то решало мою душевную проблему, то было бы еще хорошо. Но реальность заключалась в том, что когда я возвращался с этих покупок, я чувствовал еще большую душевную пустоту. Дойдя до своего дна, настал момент, когда я начал воздерживаться от употребления деньгами. Потом на протяжении нескольких лет, я не держал вообще никаких кредитных карточек и чековых книжек, ходил, имея в кошельке деньги на проезд и еду. Я знал, что я был не способен сохранить деньги, если они лежат у меня в кошельке. И мне спонсор объяснил, что трата денег это как употребление наркотика. Моя способность доверять чему-то более могущественному в жизни была очень сильно нарушена. Отсутствие доверия приводит меня в состояние страха, беспокойства, а затем одержимости, потому как я боюсь, что если я не буду что-то контролировать, то мне будет плохо. На этом беспокойстве основывается мой страх остаться без денег. Из-за этого страха я пытаюсь контролировать количество своих денег, и это приводит к одержимости. У меня заняло годы пока я осознал, что именно требуется моей душе. Заняло много времени, пока я на самом деле увидел свои настоящие потребности. Мои настоящие потребности они на самом деле не большие. Когда я на самом деле обрел контакт с Богом, как я его понимаю, на самом деле подключился к Богу, то я смог начать доверять силе более могущественной, которая платит мне деньги. И если эта сила более могущественная платила мне вчера зарплату, и мои экономические потребности были удовлетворены, то я могу довериться этому. Я могу довериться, что и завтра сила более могущественная удовлетворит мои экономические потребности. Если я на самом деле верю, что Бог, как я его понимаю, это мой настоящий начальник, то мой опыт говорит мне, что мои настоящие потребности будут удовлетворены.
Четвертая сторона пирамиды одержимости связана с моей гордыней. Гордыня проявляется когда я начинаю пытаться взять контроль, добиться уважения, чтобы поднять свою самооценку и значимость, зарабатывая хорошее мнение окружающих. Моя личность и мой эгоизм болезненно желают самоутверждения. Мне кажется, что если окружающие люди будут показывать свое уважение, и я буду получать их поощрение, то я буду себя чувствовать хорошо, стану более значимым человеком для себя и окружающих. Этими чувствами значимости и важности пользуется моя болезнь зависимости, чтобы заполнить душевную пустоту.
Когда нет свободы
Для того чтобы понять, почему у меня нет свободы, почему я страдаю, мне нужно проверить, что происходит в этих четырех сферах моей жизни, о которых мы говорили в пирамиде одержимости. В каких сферах моя болезнь зависимости активна? Проверив в какой сфере у меня проявляется одержимость, я начинаю понимать почему у меня нет свободы. Это всегда из-за того, что я держусь за одну из граней пирамиды одержимости. В одержимости мне становится плохо.
Программа показывает, что нет смысла бороться с этим, нет смысла бороться с этой сферой, и эта сфера не является моей проблемой. Эта сфера является моим болезненным способом решить мою внутреннюю проблему. Эта сфера является моим употреблением, может быть, вообще с самого детства, и это моя попытка заполнить свою душевную пустоту: поднять самооценку и наполнить свой эгоизм, свои эгоцентричные инстинкты. Когда я нахожусь в одержимости на одной из этих граней пирамиды одержимости, мне кажется, что моя жизнь наполнена смыслом. Но это только кажется, это иллюзия. Что со мной происходит, когда из моей жизни уходит сфера, которой я одержим? Я разрушаюсь, выбит из колеи, не могу жить, ищу какую-то замену. Это последствия зависимости и одержимости.
И я видел по своему опыту, что в моей жизни может произойти всё что угодно; в любой из сфер может произойти всё что угодно. Брак может рухнуть, карьера может оборваться, спонсор может пойти употреблять, достижения могут перестать меня удовлетворять, дети вырастут и уйдут жить сами, материальный успех может закончиться и так далее.
Когда из моей жизни по каким-то причинам уходит сфера, от которой я зависим, из-за моей зависимости(болезненной привязанности) моя жизнь начинает рушиться, я теряю надежду, я теряю устойчивость, я теряю безопасность, я теряю веру, я теряю самого себя. Это происходит, потому что я жил в зависимости, вся моя жизнь зависела от этой сферы, вещи или поведения, вся моя сущность, всё моё настроение, моя способность делать действия зависели от этого. Зависимость настолько разрушительна, потому как то, от чего я зависим, становится на первое место, становится моим Богом, которому я поклоняюсь. Любая одержимость – это Госпожа, которой я рабствую. Именно из-за этого Программа мне предлагает воздерживаться от того, что приводит меня к одержимости и сфокусироваться на своих духовных потребностях.
Духовная потребность
Что такое духовная потребность? Духовная потребность зависимых – это потребность в контакте с Богом, как мы его понимаем. Духовная потребность – это иметь откровенность, быть честным с самим собой, это контакт со своей душой, это контакт с сообществом. Зависимый, чья духовная потребность удовлетворена, его экономические, материальные и другие физические потребности сокращаются к их реальному размеру. Ему требуется не так много внимания от окружающих, не так много внешних или материальных вещей. Об этом говорят на программе: “Когда хорошо внутри, то и снаружи всё становится в порядке”. Одно из обещаний программы, что если я буду развивать все четыре грани, которые нарисованы на нашей медали – Бог, служение, общество и свою добрую волю к выздоровлению, то я приду к свободе.
Воркшоп "Духовный Путь 12 Шагов" - все записи - ссылка
[ Скачать с сервера (10.34Mb) ]
|