Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка
Смирение
Ключевой компонентом в выздоровлении является смирение. Не существует темы в Программе, которая бы вызывала больше путаницы, чем смирение. Кажется, что каждый член Сообщества имеет свое, любимое определение. Большинство из нас путают смирение и унижение, и у многих из нас было заблуждение, что смиренный человек выглядел как «Духовный нищий в рубище, чья голова покрыта пеплом».
Образ жизни в центре которого лежат 12 Шагов ставит смирение среди важных духовных принципов. Так или иначе, смирение находится в каждом из 12 Шагов. Смиренный образ жизни никоим образом не унизителен и не боязлив, и не имеет ничего общего с унижением или угодничеством. Многие из нас представляют смиренного человека, как человека, боящегося собственной тени, этакого тихоню, который боится заявить о своих потребностях. Но это совсем не то “смирение”, которое подразумевается в Программе. Люди, начавшие выздоравливать, в течение какого-то времени практикуют степень смирения, которая была им чужда до выздоровления.
Смирение - это чёткое осознание своего истинного "размера". Это осознание себя, которое строится на осознании своей духовной проблемы и своих ограничений, а также, на осознании всех своих достоинств и сильных сторон. Результатом пребывания в смирении является осознание, что я могу изменить, и что я изменить не могу. Смирение в действии - это жизнь в соответствии с этим осознанием. Если очень просто, то смирение это взгляд на жизнь через факты, полученные во всех 12 Шагах. А если одним словом, то смирение для меня это осознанность.
Для тех, кто добился прогресса в Программе, смирение – это ясное осознание, кто они есть на самом деле. Их эго сдулось до реального размера их личности. Смирение является пониманием того, кем они на самом деле являются. Это золотая середина между крайностями грандиозности и стыда. У людей пребывающих в смирении, есть искреннее желание быть и стать тем, кем они на самом деле были созданы. Смирение не означает покорность. Смирение - это позволить нашей истинной сущности проявиться в нашей жизни, это быть самим собой – смиренно и благодарно. Для многих из нас смирение это благодарность за всё что происходит, без разделения на категории “хорошо” и “плохо”.
“Хорошее” и “плохое”
Давайте задумаемся, чем мы руководствуемся, когда относим какую-то ситуацию к “хорошему” или к “плохому”? Почему на одну ситуацию я смотрю как на “хорошее”, а на другую ситуацию, я смотрю как на “плохое”? Я отношу ситуацию к категории “хорошее” только потому, что эта ситуация обслуживает мой эгоцентризм, и мои желания были удовлетворены в этой ситуации. Ситуация, которая сложилась так, как я ожидал, и я стал более радостный из-за этого, для меня есть “хорошая” ситуация. И это есть взгляд через призму моего эгоизма!
Моё смирение заключается в том, что очень много раз в жизни я убеждался, что я не могу знать, что есть на самом деле хорошо для меня, а что есть плохо. Например, когда мне удавалось много употребить, я думал что это хорошо, а когда я лежал в реабилитационном центре, я думал что это плохо. Когда я своей одержимостью добивался отношений, я думал что это хорошо, а когда Бог отодвигал от меня человека, в отношениях с которым я очень сильно страдал, я думал что это плохо. Но ведь настоящее “хорошо” оказывалось для меня то, что доставляло боль. А то что было по настоящему “плохо”, доставляло временные хорошие чувства.
Так почему я тогда вешаю эти ярлыки на ситуации, это “хорошо”, а это “плохо” и это “плохо”? Воспринимать всё что происходит в моей жизни не вешая ярлык “хорошо” или “плохо” - это подарок смирения и осознания своего места в жизни. За всё что происходит в моей жизни, я стараюсь благодарить, и смотреть на это не вешая ярлык “хорошо” это, или “плохо”.
Смирение - это отношение. Чтобы смирение могло быть осуществлено на практике, смирение необходимо поддерживать. Смирение должно стать дисциплиной, частью нашей личности, чтобы развиваться, так же как и любое другое отношение.
Смирение в свете 7-го шага
Когда мы практикуем смирение, мы сталкиваемся еще раз с "активной капитуляцией". Обращаясь к Богу с просьбой избавить нас от наших недостатков, мы должны двигаться и действовать так, чтобы показать в жизни наше смирение. Мы должны демонстрировать своим поведением во что мы верим. Нам следует показывать Богу то поведение, которое мы хотим сделать частью нашей личности.
Если коротко, то моя роль и роль Бога в этом изменении выглядит так: «Без него я не могу, без меня Он не будет». Это означает, что сам я не могу избавиться от своего безумия и недостатков, но без моего сотрудничества в этом процессе, избавления не произойдёт. Когда я пришел в Программу, я долго не мог остаться чистым. Я не служил, я отрицал, я обвинял, я держался за то, что употребление давало мне: побег от собственных чувств, старый способ заглушать боль и убегать от любых проблем в жизни; я был не готов выполнять рекомендации. Ко мне подходили люди и говорили: "Ты не хочешь оставаться чистым!". Я в свою очередь орал на них: "Вы не понимаете, сколько я страдаю, я очень хочу остаться чистым!!!" На что они мне говорили: "Может быть… Но почему тогда это не видно по твоим действиям?"
Для того чтобы остаться чистым, должны были поменятся мои действия. Бог оставил меня чистым, когда я начал показывать действиями, насколько я хочу остаться чистым. Без него я не мог. Без моего участия он не делал. В Шагах происходит тот же процесс: нам нужно, чтобы Бог увидел насколько мы желаем освободится от безумия и недостатков".
В смирении, конечно, есть очень много от капитуляции: мы живём в соответствии с бессилием перед каким-либо фактом, своими дефектами, поведением других людей, и так далее. Для того чтобы демонстрировать смирение требуются действия. Пример действий, которые покажут, есть ли у нас смирение:
-
Жизнь в соответствии с духовными принципами;
-
Служение;
-
Отказа от употребления(алкоголем, наркотиками, едой, сигаретами, сексом, играми, агрессией и так далее)
-
Просьба о даровании сил чтобы поступить по новому;
-
Доверие/просьба о помощи;
-
Действия вопреки страху;
-
Проживание боли;
-
Понимание и вера в процесс;
-
Мышление, сфокусированное на решение.
Словарь определяет смирение как "состояние или качество быть покорным умом и духом, отсутствие ложной гордости". Человек в смирении определяется как "имеющий или показывающий осознание своих дефектов и также своих сильных сторон". Очевидно, что второе определение почти слово в слово формулирует цели Шестого Шага: стать полностью готовым к работе (это и есть "осознание"). Так что, применение Шестого Шага, приводит к смирению.
Смирение - это наше принятие себя
Странно, мы ходили в школу и узнали много фактов, но ничего не узнали о самих себе. Мы можем ухаживать, обучать, консультировать, отдавать себя удовлетворению нужд других людей, и в то же время, никогда не быть удовлетворенными в наших собственных потребностях. Почему-то, кажется, что легче решать проблемы всего мира, чем решать собственные проблемы. С другой стороны, почему-то мы любим драму, сосредоточивая внимание на наших проблемах. Мы заходим в разные разрушающие отношения, и потом не знаем как из них выйти. Со временем, мы понимаем, что просто не знаем себя хорошо. Когда мы смотрим в зеркало и пытаемся понять самих себя, наши выводы о том, что мы видим, как правило, сильно отличается оттого, что видят другие. Когда мы, наконец, совершаем Шестой и Седьмой Шаги, не торопясь и сфокусировавшись на самих себе, мы обычно делаем потрясающее открытие. Внутри нас существует, и всегда была с нами Высшая Сила, которая является Строителем всех наших успехов и Утешителем во время испытаний.
Многие из нас считают, что понимание самих себя, находится в прямой зависимости от нашего понимания и связи с нашей Высшей Силой. Образ себя, который мы видим и с кем себя отождествляем, есть одно из смирений перед этой Силой. Смирение это наше принятие самих себя на основе нашей постоянной капитуляции.
Аспект смирения, о котором часто говорят на собраниях, это быть готовым к обучению. Если мы смиренны, то мы открыты для новых идей и новых способов видения вещей. Открытость новому является очень важной частью смирения. Мы не знаем всего. Когда мы говорим себе, что на сегодня мы уже всё знаем - в этот день наше выздоровление закончилось. Вокруг нас есть много вещей, которым мы можем научиться и знания, которые мы можем почерпнуть. Учиться - это очень важно. Но иногда, отучиться от некоторых вещей - это еще более важно.
Почему многие из нас, уже будучи в Программе, не открыты для новых идей? Знаете ли вы людей, которые находятся в Сообществе, и которые продолжают говорить и делать одно и то же годами? Кажется, что многие из нас сопротивляются идеям смирения, потому что мы не хотим меняться. Наши недостатки обслуживают нас, и нам не на самом деле хочется избавляться от них.
«Я нуждаюсь в смирении»
Идея, что мне нужно смирение не нова. В годы моего раннего выздоровления, я много врал себе и другим, раздувал свою значимость, и скрывал того человека, кем я являюсь. В тот период я часто слышал, как мне говорили, чтобы я перестал играть этот образ, и просто был самим собой. "Просто быть самим собой" - я думаю, что это хорошее рабочее определение для смирения. Когда я начал выздоравливать, мой спонсор любил напоминать мне куда я пришёл, руководствуясь своей головой, к чему привёл мой путь, как я опустился, сколько трудностей я создал. Он предлагал искать другой путь, отличный от того, что я знаю.
Слово "смирение" ужасно трудно проглотить. Кроме того, есть ещё кое-что, что делает Седьмой Шаг препятствием для меня. Это призыв к контакту с Богом, к которому я должен быть открыт. От меня требуется готовность к переменам. Дело не только в отношении или готовности. Речь идет о серьезном подходе к изменению и необходимости что-то делать в этом направлении. Не удивительно, что хочется избежать этого Шага.
В процессе работы над первыми шестью Шагами, я получил способность идти через свой страх и сделать Бога центром своей жизни. Я научился честно и открыто говорить на собраниях и делиться своими недостатками и страхами с другим человеком в инвентаризации. С Седьмым Шагом дело, однако, обстоит иначе. Он предполагает, что, заложив фундамент, настаёт время "смиренно" просить изменить то, что стоит на моём пути к жизни в смирении.
Я очень боялся приближаться к Богу, как я его понимаю, который сделал моё выздоровление возможным, и позволил мне начать новую жизнь. Почему я сопротивляюсь? Я должен был остановиться в середине Седьмого Шага и сделать мини-инвентаризацию. Я обнаружил, что впал в форму гордыни. Мне не нравилось своё бессилие перед недостатками! Я был зол на себя за свою неспособность избавиться от недостатков своими собственными силами! Я знал, что мне нужно переучиваться. Если я не оставлю свой старый образ мышления и действий, то я буду обречён постоянно цепляться за свои недостатки. Я должен был стать самим собой.
Мой эгоизм твердил мне, что я должен был быть самодостаточным и инициативным. Будучи в эгоизме я жил по принципу: «Если что-то может быть сделано, то я могу сделать это сам!» Мне казалось, что моя жизнь была управляемой, если я напряженно работою над собой и у меня есть правильное религиозное отношение. У меня не было ни открытости ума, ни эмоциональной или духовной перспективы для роста, ни осознания того, что это работает иначе.
Когда я стал готов начать рассматривать эти вопросы в процессе выздоровления, это было совсем иной точкой зрения. Не удивительно, что мне было так трудно выработать смирение. Я привык высокомерно требовать духовного просветления. Это был совершенно другой способ продвигаться к смирению. Мягкость и терпение были новы для меня.
Слава Богу, что, пройдя через Шаги ситуация начала меняться. Смирение стало целью и качеством, а не препятствием и отвратительной чертой. Я узнал, что Седьмой Шаг это Шаг действий, который продвигает меня в смирение. Когда мы просим, мы становимся смиренными и чем больше мы просим и чем больше мы открываемся, тем больше смирения мы можем получить. Это те идеи, которые приводят к готовности открыться Богу. Способность изменяться и расти я получаю через действие, когда я обращаюсь к Богу с просьбой".
«Ты уже настолько прекрасен, насколько сможешь стать»
Один член Сообщества поделился на тему принятия себя: “Нет ничего более совершенного и сложного на Земле, чем человеческое создание. Мы единственное существо на Земле, которое имеет сознание самого себя и сознание о Боге. В том порядке, который существует в мире, мы, люди, находимся на самой вершине, как короли и королевы. Но мы не осознаем этого. Наша жизнь была бы другой, если бы у нас было хоть какое-то осознание, насколько мы, на самом деле, уже прекрасны без надобности что-либо добавить к нам.
Если я сейчас возьму младенца на руки, и подниму его наверх, в большинстве из нас, в этот момент проснулось бы ощущение огромной нежности и любви к этому младенцу.
Но ведь этот ребёнок ничего не сделал! В школе хорошо он не учился, на работе усердно он ещё не работал, он ещё не выиграл конкурс красоты, дома у него нет, но, не смотря на это, у нас есть какая-то естественная нежность и любовь к этому младенцу. Этот младенец, не сделав и не имея ничего, уже прекрасен в наших глазах!
ЧЕМ ЭТОТ РЕБЁНОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАС? Почему вы думаете, что этот ребёнок отличается от вас? У этого ребёнка есть что-то, чего нет у вас?
Что-то происходит с нами по пути нашего путешествия через жизнь. То, что происходит с нами, это то, что наш разум нас обесценивает. Подумайте всерьез, мы менее прекрасны чем этот ребенок? Почему мы забыли, что мы также прекрасны? Дело в том, что наш разум растирает нас в порошок, полностью обесценивает нас самих. Мы где-то потеряли самих себя.
В начале дороги мне удалось поговорить с одним далеко впередиидущим ветераном; он посмотрел на меня как-то, и сказал: «Сынок, ты знаешь, тебе не надо никуда идти. Ты уже дома. Ты уже настолько прекрасен, насколько ты сможешь когда либо стать». Тогда я даже не понял, что он сказал.
Процесс обретения Бога, процесс обретения самого себя, это процесс избавления, не добавления. Процесс приходу к самим себе - это процесс отнимания и отказа от всего лишнего.
Наш мозг думает, что нам надо что-то добавить. Мой мозг думает, что мне надо больше знать, что мне нужно больше достичь и закончить, и тогда я стану лучше. Да не стану я лучше!
Тот ветеран мне сказал: «То, что ты ищешь, у тебя уже давно есть! Ты ходишь с этим и пытаешься это найти! Ты уже являешься этим королём или королевой в царстве, но просто каким-то образом ты забыл об этом».
Мы все любим эти фильмы, в которых ищут принца по подворотням какого-то города, потом приводят этого принца, скидывают самозванца, усаживают на трон настоящего принца, и делают его королём. Это именно то, что происходит с нами, когда мы получаем духовное пробуждение.
Этот процесс не о том, что мы стали лучше. Этот процесс настолько разителен, что как будто нам поменяли пол. Это разворот сознания на 180 градусов. Какое более хорошее приключение может произойти с нами в нашей жизни, чем возвращение к себе и духовное пробуждение?”
Покажите это в действиях
Проявлением смирения является служение. Снова и снова, нам говорят, что через служение мы укрепляем наше выздоровление, и в то же самое время, мы помогаем кому-то ещё. Служение это прекрасная возможность проработать духовные принципы. Сосредоточив внимание на нуждах других, мы пытаемся быть для них полезными и помочь им. Заботясь о потребностях других людей так, как мы бы хотели, чтобы они заботились о нас, мы на практике применяем наши новые духовные принципы. В отношениях с другими людьми мы практикуем смирение - наш новый образ жизни.
Служение является важной составляющей нашего выздоровления, проявлением благодарности за нашу чистую жизнь, а также возможностью проработать многие духовные принципы. По истечении некоторого времени, мы видим, насколько духовные принципы, проработанные в служении, служат нам для улучшения наших жизней.
Когда-то, мысль о служении была обременительной, если не прямо-таки раздражительной. Мы, вероятно, планировали на протяжении всей жизни делать служений как можно меньше, насколько это возможно. Каждый раз мы отдавали меньше, чем потратили бы на себя. Это вполне понятно, потому что мы были полностью эгоистичными. Даже те из нас, кто "как будто" заботились о ком-то, делали это только для того чтобы что-то получить: внимание, любовь, тепло, поощрение, или же материальные вещи.
Самое ужасное место для зависимого - это концентрация на себе. Служение - это самый действенный способ выйти из самоконцентрации. Мы становимся счастливы примерно в той же степени, в которой мы полезны другим. Делая служение, мы испытываем хорошие чувства из-за того, что мы выходим из самоконцетрации и начинаем ощущать свою полезность окружающим.
Результатом нашего духовного пробуждения является работа в служении, которую мы призваны делать в процессе выздоровления. Один член поделился: "Мы рождены, чтобы помогать друг другу". Так мы приходим к более высокой точке наслаждения, чем когда эгоистично гребём под себя. Когда мы передаем наше выздоровление другим людям, мы оставляем его для нас самих. Этот духовный парадокс становится всеопределяющей реальностью для нас: чтобы сохранить, мы должны отдать. Служение становится образом жизни.
Желательно пересмотреть в свете вышесказанного нашу работу по Двенадцати Шагам и служению. Что такое подлинное смирение? Может быть, это открытость для обучения у тех, кому мы служим? Служим мы для того чтобы получить признание, или же мы служим из-за того, что это наш образ жизни? Этот Шаг требует от нас очень внимательного взгляда на те ценности, которыми владеем, и особенно на то, что мы делаем в жизни.
"Не надо рассказывать во что вы верите. Покажите это в действиях".
Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка |