Как
себя вести если вы попали в треугольник?
Остерегайтесь «обезьян»! Каждый
сотрудник, входящий в Ваш кабинет, приводит с собой толпу «обезьян» – больших и
маленьких проблем, которые он хочет с вами обсудить. В действительности же он
хочет только одного: пересадить «обезьян» со своих плеч на ваши, чтобы вместо
него с ними мучались вы. Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы каждый
входящий получил всех своих «обезьян» назад...
(из американского учебника по менеджменту)
Как бы ни хотела «Жертва» спихнуть ответственность за
решение своих проблем на вас, ваша задача – вернуть эту ответственность
обратно. Что часто бывает очень непросто, так как хватка опытной жертвы во
многом подобна хватке бульдога – вцепившись в кого-либо, она не мытьем так катаньем,
но добивается своего.
Поэтому полезно знать приемы, которые помогают с
минимальными потерями выруливать из подобных ситуаций. Как минимум вы можете
использовать следующие техники:
Прямой отказ
«Слушай,
твоя жизнь – это твоя жизнь. И я считаю себя не вправе в нее вмешиваться.
Поэтому решай сама, как ты выбираешь жить дальше…»
Вы прямо и
открыто говорите человеку, что не намерены решать за него его проблемы. Такой
вариант хорошо подходит для деловых и не
очень близких отношений.
Помоги не советом, а энергетикой
Очень часто
человек становится на позицию жертвы только потому, что он упал духом, у него
не хватает собственных сил и энергии на то, чтобы самостоятельно принять
решение.
Если так, то разумно помогать не советом, а энергетикой.
Взбодрите человека, разбудите в нем желание действовать, что-то менять!
Этот прием, с одной стороны подстраховывает вас от возможных претензий со стороны жертвы, а с
другой, позволяет реально помочь близкому вам человеку тем, что ему
действительно нужно – своей энергетикой!
Перевести стрелки
Если жертва
требует от вас решения своей проблемы, то можно мягко дать ей понять, что она
обратилась не по адресу и перевести стрелки на другого человека, который лучше,
чем вы, подходит на роль «спасителя» в этой ситуации.
«Знаете
что, попробуйте сходить к семейному психотерапевту.
Здесь очень
важно переводить стрелки аккуратно, то есть на правильных людей. Другой человек
вряд ли скажет вам спасибо за свалившиеся на него проблемы жертвы, если решение
их не в его компетенции.
Косвенные советы
Обычный совет нередко воспринимается как прямое указание к
действию, что дает потом «Жертве» моральное право обвинить вас в неудаче.
Косвенный совет – это просто дополнительная информация, оформленная в виде
истории из жизни других людей, на основе которой жертве самой необходимо
принять решение.
Так что, если хочется
сделать так, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы» (то есть хочется и дать
совет, и оставить ответственность за окончательное решение на «Жертве»), то
советуйте не прямо, а косвенно.
Заключение договора о распределении ответственности
Прием,
который традиционно используется в бизнесе: заключается контракт, в котором
четко прописана ответственность каждой стороны. После этого, какие либо
взаимные претензии возможны только в случае, если они были заранее оговорены.
Заключая договор о распределении
ответственности, вы четко даете понять «Жертве», что вы помогаете ей только в
том объеме, который указан в контракте. Оставшуюся работу для достижения
результата, вы возвращаете на плечи «Жертвы», заставляя ее саму, активно
участвовать в решении проблемы.
Следует помнить, что «треугольник Карпмана» - это только
модель. И как всякая модель, она описывает реальность только приблизительно.
Иногда люди просят вашего совета не потому, что хотят повесить на вас
ответственность за результат, а потому что им нужна дополнительная информация.
Внимательно смотрите на мир. Если человеку нужно просто ваше
мнение – то дайте ему ваш совет. Но если вы видите, что человек на самом деле
хочет «пересадить на ваши плечи своих «обезьян»» - то не попадайтесь в эту
ловушку.
Пореже оказывайтесь в этом треугольнике. Поверьте – вам там
не место. Вы заслуживаете лучшего!
|