Предисловие
Этот материал не является официальной литературой. Он содержит в себе вырезки из спикерских и личный опыт членов Сообществ о страхах и вере. Возьмите то что вам подходит, остальное откиньте.
Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка
Я делал медитации и задался вопросом: «А был ли у меня период в жизни до выздоровления, когда я чувствовал веру, радость, когда я находился в состоянии свободы?» Это действительно интересный вопрос; и я отвечаю на него, что «нет, этого не было». Если я смотрю в свое прошлое, я вижу как постоянно чего-то боялся, делал из страхов какое-то божество. Так получалось, что моим Богом был страх. В какой-то момент жизни, я вообще утратил способность жить без страха, беспокойства и тревожности. Потом я осознал, почему я был всю жизнь одержимым зависимым. У меня не было периода в жизни, когда я был освобожден от тревог, я жил радостно и свободно. И сейчас я осознаю, что это было связано с моими врожденными дефектами характера.
С того самого момента, когда моя душа появилась в этом мире, у меня было такое ощущение, что я родился со страхом; мне было очень тяжело так жить. В выздоровлении очень важно увидеть, каким образом страх искажает наше восприятие реальности, как это влияет на наши реакции и действия.
Когда мы разбираем страх, очень важно отделять страх который является реальным, этот страх он представляет какой-то предупредительный сигнал. Это уравновешенное чувство, в нём есть здравый смысл. Этот страх часто нас предупреждает о последствиях или опасности.
Но есть другой страх, это постоянное беспокойство и ожидание что случится что-то плохое. Этот страх есть дефект, и он может полностью парализовать меня, или же я начинаю принимать решения и руководствоваться этим страхом в действиях. Этот дефект - страх - начинает управлять моей жизнью. Работа над страхом заключается в том, что я делаю всё, чтобы не дать страху управлять моими действиями. Я стараюсь принимать решения и делать действия, несмотря на страх.
Страх как чувство
Когда мы рассматриваем страх, нам нужно отличать чувство страха от дефекта “страх”. У меня есть чувство страха, которое меня оберегает и помогает заботиться о себе - это нормальное человеческое чувство. И в этом чувстве есть реальная причина, есть здравый смысл. Это здравое чувство страха представляет собой предупредительный сигнал. Например: я вижу красный светофор, я боюсь попасть под машину и поэтому я не перехожу улицу. Если я вижу какую-то опасную ситуацию, я начинаю боятся, и я не захожу в нее. Так выражается здравое чувство страха. Здравое чувство страха появляется от осознания возможных последствий, которые могут произойти, если мы совершим определённые действия.
Это чувство меня не парализует, не погружает в тревожность, которая могла раньше продолжаться днями. В здоровом чувстве страха есть связь с реальностью и есть реальная причина. Какая реакция на этот страх будет здоровой? Здоровой реакцией на этот страх являются конструктивные обдуманные действия. Я предпринимаю какие-то здравые действия для того, чтобы остаться в безопасности.
Страх как дефект
Страх становится дефектом моего характера, когда он меня полностью парализует. Страх, как дефект характера, полностью искажает восприятие реальности и мой взгляд на вещи. Я начинаю принимать решения или действовать неадекватно. Дефект страх начинает полностью управлять мной, я захожу в одержимость.
Меня, как зависимого, страх приводил к безумию. И чем больше я боялся, тем более безумные поступки я совершал, мои действия были полностью отключены от реальности. Например, из-за страха быть брошенным, я мог разорвать отношения, или бросить человека первым, чтобы не позволить ему бросить меня в будущем. Или, например, я был готов находиться в разрушительных отношениях и угодничать, чтобы эти отношения на некоторое время избавили меня от страха. Но это всё не работало. От такого поведения очень тяжело отказаться, так как моя болезнь является духовной болезнью.
В четвертом шаге я увидел корень этого: я являюсь существом, у которого страх является главным чувством. Я ни на кого не надеюсь: ни на других, ни на себя, ни на Бога. Например, когда я советовался с другими людьми, чтобы принять более правильное решение, я не мог довериться. Когда страх является моим дефектом, он либо парализует меня, либо управляет моими действиями. Состояние жуткой тревоги идет вместе со страхами точно также, как злость идет вместе с обидой.
В своей жизни мне нужно увидеть, как я действую, когда меня контролирует страх.
-
Как я действую, когда боюсь не получить любовь?
-
Как я действую на страхе, что у меня не будет отношений?
-
Как я действую, когда боюсь не получить то, что мне хочется?
-
Как я действую, когда боюсь не удовлетворить потребность?
-
Как я действую на страхе, что меня обидят?
-
Как я действую на страхе, что человек выйдет из под моего контроля?
-
Как я действую на страхе, что обо мне подумают плохо?
-
Как я действую, когда боюсь, что меня не примут?
Мои страхи в отношениях заставляли меня употреблять людьми, употреблять поведением, чтобы обеспечить себе иллюзию безопасности. Всю жизнь я пытался найти каких-то сильных личностей, чтобы спрятаться за ними. И знаете, что выходило из этого: у этих сильных личностей я видел еще больше слабостей, чем было у меня.
Я помню, как разговаривал со своей матерью во время написания четвертого шага. Она мне рассказывала, что я в детстве вообще никуда не отпускал её, и как я орал и истерил, когда она уходила. Этот страх шел со мной с самого детства. Со временем, употребление стало лекарством от этих тревог. Когда я употреблял, я переставал чувствовать беспокойство и страх. Употребление позволяло мне делать вещи, которые я не был способен сделать трезвым из-за своих страхов.
Мне нужно чётко увидеть, в каких местах эти страхи начинают управлять моими действиями или, наоборот, парализует меня. Вот очень простой пример: идет собрание, и я записываюсь в список тех, кто хочет высказаться. И еще до того, как этот список доходит до меня, у меня открывается диалог в моей головой. В этот момент меня больше всего интересует не то, что я скажу, а как на меня посмотрят и как меня воспримут после этого. Записавшись, я переживал до такой степени, что за два высказывания до моей очереди, я сбегал.
Давайте посмотрим, откуда начинается атака страха. Что происходит перед тем, как я начинаю делать какое-то действие? У меня начинается внутренний диалог, поток мыслей. На языке Программы это называется «самоконцентрация». Этой самоконцентрацией всегда управляет какой-то страх. Самоконцентрация и страх идут всегда вместе, как муж и жена. Не существует самоконцентрации без страха.
Если я начинаю жить в самоконцентрации и страхе, я отключаюсь от веры, от Бога, и самое главное – я отключаюсь от себя. В таком состоянии, чаще всего я начинаю делать окружающих людей божествами. И когда я делаю божество из человека, он становится для меня большим, важным и могущественным. Я начинаю думать, как он на меня посмотрит, как оценит, и что будет думать обо мне. Я даже не замечаю, как я начинаю зависеть от него: мне становится очень важно его мнение о себе, и я забываю, что передо мной находится всего лишь обычный человек, забываю, что мне достаточно быть самим собой, а не кем-то другим.
Мой страх идёт с самого детства
У меня с самого детства, с 5 или 6 лет, с того возраста с которого я себя помню, были постоянные страхи, постоянное беспокойство, что обо мне подумают. Я боялся показать себя тем человеком, которым я являюсь, боялся показать свою чувствительность и ранимость. Также, я всегда боялся себя плохо чувствовать, боялся что мне будет плохо, что мне будет слишком тяжело, и я не справлюсь. Эти страхи потом проявлялись как нервное состояние, состояния высокой самоконцентрации, у меня всегда было очень много мыслей в голове, и я вёл постоянные диалоги с самим собой.
С самого детства я пребывал в заблуждении : я рассчитывал только на себя, да и на сегодняшний день это не ушло полностью. Мне казалось, что если я откажусь от попыток контролировать свою жизнь, то моя жизнь станет просто невыносимой, и я останусь несчастен. Мне казалось, что весь мир стоит на моих плечах, и я должен как-то это всё вывозить. Работа по Шагам мне показала, что именно в этом заблуждении рождаются мои страхи. Мои страхи(как дефект) - это просто результат того, что мой эгоизм гребет на себя слишком много, и я начинаю играть роль Бога. Мой эгоизм почему-то считает, что он может повлиять на то, что вы подумаете обо мне. Мне всегда казалось, что после общения со мной, у других людей должно быть хорошее настроение, и они должны быть радостны, и хорошо обо мне отзываться. Мне казалось, что я должен был предотвратить многие из проблем, которые происходит в жизни у других людей. Но в принципе, кто сказал, что так должно быть? Это всего лишь иллюзии моего эгоизма. Пребывая в этих иллюзиях, жизнь становится невыносимо тяжелой, и страх не справиться начинает пропитывать всю мою жизнь.
Страх плохо себя чувствовать
На сегодняшний день я вижу, что я духовно больной человек, бессильный зависимый, у которого есть тяжелая духовная проблема; большая часть от этой проблемы - это мои страхи. И один из самых основных страхов - это страх плохо себя чувствовать. Я всю жизнь, с самого детства, убегал от “плохих” чувств разными способами. Всю жизнь, мне казалось, что я знаю, что мне нужно сделать, чтобы почувствовать себя хорошо. Мои способы сделать себе хорошо - это разного рода одержимое поведение, употребление веществами, отношениями, едой, вниманием, сексом, деньгами, престижем итд. У меня была иллюзия, что как будто я знаю, какой должна быть реальность, чтобы я себя хорошо чувствовал. Мне казалось, что что-то внешнее, может повлиять на мой внутренний мир, и сделать меня счастливым. И когда я жил в этой иллюзии но мои планы не сбывались, у меня начиналась паника, из-за страха плохо себя чувствовать. Я боялся, что буду себя плохо чувствовать, если реальность не сложится так, как я хочу. Я боялся чувств разочарования, боялся что мне будет плохо, у меня появлялось много жалости к себе от мысли, что не будет так, как я хочу. Мне очень важно было увидеть, как этот страх “плохих чувств” подталкивал меня пытаться контролировать реальность.
Страх не удовлетворить свои желания
Есть огромная разница между моими потребностями и моими желаниями. Мои желания - это бездонная бочка, которую невозможно наполнить. Я буду постоянно хотеть то, что у меня сейчас нету. И когда я начинаю слишком сильно концентрироваться на своих желаниях, я наполняюсь страхами, недовольством и теряю благодарность. Когда я живу в своих желаниях, я вообще перестаю видеть что у меня есть в жизни.
Мои потребности - это что-то совершенно другое. Мои потребности - это то, что мне требуется для жизни без употребления и без разрушения: потребность в эмоциональной безопасности, потребность в солидарности, контакт с духовной силой, из которого я беру силы продолжать делать свою часть в своей жизни. Когда эти мои потребности удовлетворяются, мои внешние потребности сводятся к их настоящему размеру.
В Одиннадцатом Шаге написано, что Бог удовлетворит все наши потребности, если мы позволим ему это сделать. Что означает, “если мы ему позволим” это сделать? Для меня это означает, что я должен на самом деле препоручить свою жизнь заботе Бога, как я его понимаю.
Одни из самых сильных моих страхов заключается в том, что я боюсь, что мои желания будут не удовлетворены, и из-за этого, я буду чувствовать себя плохо. Мои эгоистичные желания очень просты : я хочу чтобы все делали то что я хочу, и тем самым удовлетворяли меня. Но где-то в глубине себя, я на самом деле понимаю, что не всем моим планам суждено сбыться. Не суждено мне стать королем этого мира, не суждено мне осуществить все свои эгоистичные желания. Моё заблуждение в том, что мне постоянно кажется, что я буду счастлив, только если все окружающие люди будут делать то, что я хочу. Мой страх происходит от того, что я опираюсь слишком много на свой эгоизм в своей жизни. Я опираюсь слишком много на свои ограниченные человеческие силы.
Я заметил, что когда я не позволяю Богу направить меня на правильный путь для удовлетворения своих потребностей, мои страхи начинают толкать меня на больные пути удовлетворить свои желания. И это всегда приводит к тому, что я начинаю пытаться брать контроль и нарушаю естественное течение вещей в моей жизни. В результате этих действий, я начинаю приносить боль и страдания другим людям. Другие люди начинают платить мне той же монетой и приносить боль и страдания в мою жизнь. Жизнь, построенная на своеволии, не может быть успешной. Такая жизнь почти всегда приводит нас к столкновениям с другими людьми, обстоятельствами и событиями. Так происходит в любой сфере жизни, в которой мы пытаемся удовлетворить свои желания больными путями.
Разные проявления дефекта страх
Страх порождает контроль и одержимость
Когда я нахожусь в страхе, я начинаю постоянно думать о том, «Что я могу потерять из того, что у я имею?» или «Что я могу не получить, из того на что я рассчитывал?» Эти мысли, навеянные страхом, подталкивают меня пытаться контролировать всё, что может пойти не так, как я хочу.
Контроль, о котором мы постоянно говорим в Программе - это проявление страха, что не будет так, как я хочу. Контроль - это проявление моей одержимости, моего влечения что-то получить или удержать что-либо. Я становлюсь одержим идеей либо что-то получить, либо что-то удержать из-за страха, что мне будет плохо, если не будет так как та хочу. В главе «Кто такой зависимый?» написано: «Мы жили для того, чтобы употреблять, и употребляли, чтобы жить. Зависимый – это мужчина или женщина, чья жизнь подчинена болезни зависимости». На самом деле, я могу употреблять страхом, точно также как наркотиками. Я постоянно бегу от какого-то страха потерять что-то, или же страха не получить что-то другое. Потом, мое сознание переключается на какой-то другой объект страхов. И так получается, что я постоянно живу одержимостью страхами.
Знаете, есть такие люди, которые постоянно все копят, копят, копят. В начале своего выздоровления, мне хотелось спрятать свои достижения от других, я боялся их потерять. Откуда приходит эта любовь к накоплению, к складированию? Почему я хочу копить? – Потому что я боюсь потерять то, за что я держусь. Я не знаю как я себя буду чувствовать без этого. Мне постоянно кажется, что мою безопасность могут нарушить.
В своей работе по Программе, крайне важно замечать периоды, когда я начинаю за что-то одержимо держаться. Мне важно видеть, как начинает меняться моя личность и мое поведение, когда я чувствую страх. Я знаю по себе, что когда я живу в страхе, я очень агрессивен, я очень много злюсь, обвиняю, критикую и оправдываюсь. В своей жизни я не мог принять ни слова критики. Такое поведение было результатом страха.
Угодничество
Я увидел проявления своих страхов в отношениях с ранних лет. Угодничество - это действия в корне которых лежит страх: страх быть оставленным, страх что человек не будет делать то, что мне хочется, страх что человек выйдет из под моего контроля. Моё угодничество в отношениях проявлялось как страх поставить границы, страх отказать; страх сказать «да», когда надо сказать «да», и страх сказать «нет», когда надо сказать «нет». Я боюсь, что от меня откажутся. Я боюсь, что если я откажу человеку, или как-то по другому покажу свои настоящие потребности, или же поставлю ему границы - то меня подвергнут критике.
Угодничество может проявляться, как слишком большая активность в отношениях, я слишком много делаю, и в корне моих действий, опять же, лежит именно страх. Страх быть отвергнутым, страх не получить внимание, страх что меня не примут. В отношениях мне очень важно проверять свои мотивы, не отдаю ли я всего себя из-за своего угодничества. Когда я угодничаю - я пытаюсь проманипулировать человеком. Моё угодничество это действия с расчётом что-то получить от другого человека. Я могу хотеть получить внимание, хотеть чтоб человек принял мою сторону в каком-то споре, чтобы человек оказал мне особое внимание, или близкое общение. Угодничая, я начинаю что-то делать для другого человека с ожиданием, и если я не получаю взамен то, на что я рассчитывал - я начинаю обижаться, злиться и обвинять.
Если я что-то делаю в отношениях исходя из страха или исходя из угодничества, это все равно что сесть с чековой книжкой и начать проверять, сколько я сделал, и сколько мне сделали. Я начинаю ожидать, когда же вернется результат моих действий, когда я получу что-то обратно. Такие отношения превращаются в большое огорчение и страдание.
Сегодня у меня нет чековой книжки ни для одного человека. Я не ожидаю ничего от других людей. Если что-то приходит ко мне от другого человека – это нормально; но если мне ничего не приходит – это также нормально.
Страх заставляет отрицать реальность
Придя на эту Программу, я познакомился с очень важным фактом: что я на самом деле зависимый человек. Мне открыли реальность, назвав всё своими именами. Сейчас я вижу, что пока я не приду к осознанию, что у меня есть духовная болезнь, которая лежит в корне моего разрушительного поведения, я не смогу прийти к выздоровлению. В Программе я осознал свое бессилие, и именно это явилось началом выздоровления. Но на самом деле, сколько лет я отрицал свое бессилие перед болезнью зависимости? Пока я отрицал бессилие, я находился в иллюзии, что я способен остановить свою болезнь сам. И пока я находился в этой иллюзии, для меня была закрыта дверь к изменениям. Что меня заставляло отрицать свою зависимость и своё бессилие? Именно страх признать реальность. Я очень часто наблюдаю, как люди приходят на Программу, и я вижу как они сопротивляются этому факту. Почему человек сопротивляется и отказывается замечать свои проблемы и своё бессилие? Потому что человек боится, он не знает как он будет жить, после того как он “проснется к новой реальности”. Именно так работает страх в моей жизни: страх заставляет отрицать реальность, засовывая как страус, голову в песок, и вместе с таким поведением, моя жизнь наполняется еще большим количеством проблем и разрушений.
Страх критики заставляет нападать или угодничать
Я знаю по себе, что когда кто-то начинает меня критиковать, моя первая реакция будет либо начать оправдываться, либо начать атаковать. В Программах некоторых реабилитационных центров есть тренинг, когда человека сажают в круг, и пятнадцать человек начинают говорить ему все, что они думают о нём, и ему нельзя никак на это реагировать. Когда я был в центре, я постоянно занимал место в кругу. У меня было очень много проявлений старого поведения, поэтому меня постоянно ставили в центр круга. Целью этого упражнения было донести до человека его недостатки характера, а также научить его проживать чувства, которые возникают при критике со стороны окружающих. Когда меня кто-то критикует, я внутри себя чувствую, что я не в порядке, что я плохой. Эти ощущения подталкивают меня атаковать второго человека, или начать оправдываться и угодничать.
Мне очень важно самому понимать, почему я хочу атаковать человека? Я начинаю атаковать человека, потому что с самого детства я чувствовал страх сделать ошибку, страх увидеть себя тем неидеальным человеком, страх быть тем, кем я являюсь. Я вырос с ощущением, что мне запрещено ошибаться. Почему я постоянно пытаюсь контролировать свое поведение? Почему мне так сложно перестать контролировать мнения окружающих о себе? Это происходит именно из-за страха быть отвергнутым или осужденным другими людьми.
Поворотным моментом в этом страхе стал приход в Сообщество. Мне так сильно не хватало безусловного принятия в жизни, и это то, что меня больше всего притянуло на наших встречах. Безусловное принятие, которое присутствует на наших встречах, помогает мне отпустить свои страхи, перестать осуждать себя за ошибки, избавиться от ощущения, что меня все осуждают.
Причины страха
Привычка слишком сильно полагаться на себя
Работая по Шагам, я увидел, что причина моего страха это моя привычка слишком сильно полагаться на свой эгоизм. И поэтому, решение для моих страхов заключается в том, чтобы я начал полагаться на силу более могущественную чем я, на Бога, как я его понимаю, на духовные принципы 12 шагов.
Эгоизм это часть меня, и для меня, как для человека, начавшего выздоравливать по 12 Шагам не в молодом возрасте, “опираться на свой эгоизм” лежит в основе моего мышления. Мой эгоизм, как и мои дефекты характера стали такой же неотделимой частью меня, как вода и пища.
Мой эгоизм постоянно строит планы, как должен выглядеть мир, чтобы мне было комфортно. У меня есть планы на свою жизнь, есть мой сценарий для себя, есть мой сценарий для второй половины, есть сценарий для детей, есть сценарий для реализации себя как личность. У меня есть ложная уверенность, что если будет именно так, как я хочу, и эти сценарии сбудуться, то я буду себя хорошо чувствовать. Это иллюзии моего эгоизма, которые построены вокруг моего комфорта. По этой иллюзии развиваются мои эгоистичные желания, эгоистичные сценарии по поводу того, как должны выглядеть мои отношения, как должны выглядеть отношения в семье, кем должны стать мои дети, каких достижений я должен добиться на работе и так далее. И когда мои эгоцентричные планы и сценарии ставятся под вопрос, меня начинает пронзать страх, злость, недовольство, негодование, ненависть к себе и к окружающим. Как только реальность и окружающие люди угрожают моим эгоистичным планам, желаниям и ожиданиям, я начинаю чувствовать страх, я начинаю пытаться контролировать, и чаще всего это заканчивается безумием. Так получается, что чем больше я полагаюсь на свой эгоизм, тем больше у меня будет страха в жизни. Этот страх выплескивается в виде контроля на голову других людей, чаще всего самых близких, потому как чужих людей я боюсь обижать, они могут поставить мне границы.
Что я чувствую, когда не сбываются мои убеждения, и мои мнения о том, как должны выглядеть мой брак, воспитание моих детей, мои отношения и моя жизнь в целом? Я чувствую страх. Этот страх заставляет меня пытаться контролировать свой брак, свои отношения, свою жизнь. Когда мои попытки контролировать не приносят результата - я страдаю. Страдания - это результат моих желаний, предубеждений, моих ожиданий и безумного поведения. Эти страдания дают мне понять, что мое поведение не работает. Особенно это видно в отношениях.
Из-за этого, мышление, основанное на эгоизме, и страх, который появляется в результате такого мышления - это самое естественное, что будет в моей жизни, если я не занимаюсь духовной работой. Без работы по Шагам страх плохо себя чувствовать если не будет так, как я хочу - будет основным чувством в моей жизни. Это всё показывает мне, насколько я на самом деле бессилен перед страхом.
Противоположность от нашего эгоизма это духовный принцип смирения. Смирение это реальный взгляд на себя, на свои возможности, на то, каким человеком мы на самом деле являемся в реальности; этот взгляд берёт в расчёт все наши сильные и слабые стороны. Конечно же, смирение берёт в расчёт те факты, которые мы узнали о себе в работе по всем предыдущим Шагам. Один член поделился: "Когда я забываю самый главный факт о себе, что я бессильный зависимый ищущий помощи, я подвергаю себя большому количеству боли". Эгоизм - это духовный аспект нашего заболевания. Духовное лекарство от нашего заболевания есть контакт с Богом, как мы его понимаем. Духовный инструмент, который мы используем в улучшении этого контакта - это молитва.
Недостаток веры
У меня есть недостаток веры, и из-за этого я боюсь неизвестности. Боялся бы я изменений, если бы я полностью верил в заботу Бога о своей жизни? Волновало бы меня что-то в жизни, если бы я обладал 100 процентной верой в заботу Бога? Нет. Все мои страхи перед изменениями относятся только к недостатку веры. Именно глубокая вера в то, что Бог позаботится о моей жизни, позволяет переживать изменения, а не держаться отчаянно за старое поведение. Именно поэтому, в Программе мы работает над укреплением своей веры, чтобы у нас была возможность меняться.
И так получается, что недостаток веры, который заставляет меня слишком сильно опираться на свой эгоизм, порождает страх. Поэтому, я для себя определил, что недостаток веры(или слабая вера), является одним из самых главных моих недостатков.
Концепция наказывающего Бога
Концепция наказывающего Бога и мышление, построенное на эгоизме, очень сильно взаимосвязаны. Долгие годы я упорно держался за эту концепцию. С самого детства мне прививали моральные правила, которые привели к тому, что я накопил много обид. Мораль мне говорит : “говорить об обиде на родителей это аморально, это неприлично”. Что происходит, если я не говорю об обиде на человека? Я не могу построить с ним отношения. До того как я могу построить отношения с родителями, мне потребовалось говорить о всех глубоких и нелицеприятных обидах на родителей, которые у меня были. О большинстве из них я не говорил напрямую с родителями, а работал в 4 - 9 Шагам.
Точно так же, для того чтобы я смог построить отношения с Богом, мне потребовалось говорить о всех обидах на бога, которые у меня были. Обиды на жизнь, на окружающий мир, на ситуации, которые я не могу изменить, обиды типа “почему это происходит так?” и “почему это происходит со мной?” в конце концов выливаются в обиду на Бога. Я обвиняю силу, более могущественную, что мне плохо в жизни, что не идёт так, как я хочу.
В детстве, связь с родителями является самой важной; родители являются для ребенка самыми важными людьми в этом мире, ведь они те, кого ребенок встречает в первую очередь в своей жизни. Если в связи со своими родителями я начинаю чувствовать, что я не могу на них опереться, то у меня начинается чувство страха. Со временем, я начинаю распространять этот страх на окружающий мир и свою высшую силу. И у меня начинает вырабатываться позиция, что я не могу ни на кого надеяться, что мир плохой, что на Бога нельзя рассчитывать. И вот такому человеку очень сильно подходит концепция наказывающего Бога.
Я был уверен, что за многие вещи, которые я делал, Бог может меня наказать, и это была та мораль, которую мне привили. Я не мог понять, что пока я не начну говорить о том, что у меня произошло и происходит, я не смогу приблизиться к другим людям и к Богу. Пока я не открыл свои обиды, я продолжал ненавидеть других людей и Бога, ни о какой любви речь идти не могла. Я был очень далеко от других людей и от Бога, жил вынашивая планы мести, обвиняя и даже никогда не замечал эти механизмы поведения.
Моя концепция наказывающего Бога была настолько сильна, что я даже боялся говорить о тех чувствах, которые я испытываю к своим родителям. Когда я открывал рот, чтобы сказать что-нибудь, мне его закрывали под тем предлогом, что я говорю якобы какие-то глупости. Моими словами пренебрегали. Когда я говорил о какой-то своей трудности, все сразу же начинали какое-то “соревнование трудностей”, говорили, как им тяжело и плохо. Так я начал ощущать, что я не важен для других людей, и конечно же, это ощущение распространилось и на Бога. Я начал верить, что последний человек, на кого Бог обратит внимание - это я.
Со временем, я увидел, что концепция карающего Бога обслуживала мое отрицание, нежелание брать ответственность на себя, нечестность и отсутствие смирения. Каждый раз, когда я искал причину своих проблем в ком-то другом, или обвинял в своих проблемах кого-то другого - я боялся посмотреть на свою часть и взять ответственность за свою часть в этой ситуации. Когда я не хочу или я не готов решать свои проблемы и заниматься своей жизнью - я обвиняю Бога или какого-то человека в своих трудностях или проблемах. Я просто стараюсь перекинуть ответственность на кого-то другого. Именно поэтому, концепция карающего Бога очень сильно “подходила” моему эгоизму.
Со временем работы по Программе я осознал, что концепция карающего Бога начала меняться. Я стал готов брать ответственность за свои ошибки, начал видеть в чём я заблуждался, и это показало мне, что на самом деле, меня никто не наказывает. Причина моих проблем в том, что я не был способен брать на себя ответственность за свои действия и за последствия своих действий. Я просто хотел жить так, как я хочу, и думал, что могу делать всё, что мне хочется. Проблемы, трудности и неприятности в моей жизни является последствием моих действий, а не наказанием, посланным на меня Богом. Болезнь зависимости, своеволие и дефекты характера привели меня к проблемам а не Бог, или другие люди. Работа по Программе меняет мой внутренний мир.
Страх это часть личности любого человека
Я могу описать свою духовную проблему многими способами. Я могу сказать, что моя болезнь это болезнь преувеличенных страхов, которые контролируют мою жизнь. Эти страхи наполняют меня большим количеством беспокойства, и я теряю всякую способность жить сегодняшним днем, начинаю контролировать, захожу в одержимость и неуправляемость в попытках заставить окружающий мир быть таким, как хочется мне.
Но работая по Программе, я пришел к убеждению, что несмотря на свою проблему, я могу жить абсолютно полноценную жизнь, благодаря тем инструментам, которые мне дает Программа.
После глубокой работы по Четвертому шагу, я вижу, что страх это нормальная часть личности. Все люди чего-то боятся. Я не встречал человека, у которого нет вообще никаких страхов. Я живу обычной человеческой жизнью, и у меня есть какие-то переживания и волнения; например я задумываюсь, что будет со мной, что будет с моей жизнью, что будет с моими отношениями? На сколько будут удовлетворены мои потребности? Как я себя буду чувствовать в определённых ситуациях? Что будет с моими детьми, что будет с моим заработком, что будет с моим здоровьем, что будет с моими родителями? Я не могу жить в нашем мире, в котором происходят разные вещи, и не задумываться что происходит. Эти мысли для меня нормальны, пока они не разрушают мою жизнь. То что не ненормально, это то, что делают моя болезнь зависимости с этими мыслями.
Если на меня посмотреть внешне, на то как я живу в социальной сфере, по мне невозможно сказать, что я зависимый. Эта внешняя “нормальность” - есть на самом деле результат работы по Программе, и мне важно не забывать, что мое духовное заболевание неизлечимо. На своём опыте я увидел, что происходит, если я отключаюсь от Программы, если я теряю контакт с силой более могущественной чем моя: в моей жизни начинается такое количество страхов, что я не способен с ними нормально жить. Мне важно не забывать, что именно благодаря продолжению духовной работы по Программе, я могу жить полноценную человеческую жизнь. Срок моего выздоровления ни о чём не говорит, весь вопрос заключается в том, что я делаю сегодня.
Идея смирения Седьмого шага не означает, что мне нужно искоренить полностью свой страх перед изменениями; ничего полностью искоренить невозможно. Процесс избавления не является какой-то попыткой выкорчевать или искоренить что-то. Выкорчевать или искоренить что-то в своей личности это попытка отрицать или подавлять некоторые части своей личности. Если я пришел к седьмому шагу, я уже знаю многое о своей личности, я знаю свои сильные и слабые стороны. Я знаю свои дефекты и положительные стороны. Я знаю, что это всё – мои части личности. Когда мы приходим к этому осознанию, мы приходим к смирению.
Выздоровление от страхов
Зависимость от страха или от Бога
Если я оглядываюсь назад, я вижу, что на самом деле, я самого детства не был свободен от страхов, и не чувствовал свободы в душе. Все мои действия не помогали мне освободиться от страха. В некоторый момент, даже употребление веществ уже не освобождало меня от страха. Я осознал, что я сделал из страха своё божество, и страх полностью управлял моей жизнью. Первые проблески свободы появились только когда я начал процесс выздоровления по Программе.
Работая по Программе, я не могу назначить срок, когда я буду избавлен от страха. Как я был избавлен от желания употреблять? Долгое время я обращался за помощью, я препоручал своё желания, поступал наоборот, несмотря на желание употреблять, и со временем, я был избавлен от этого желания употреблять. Точно также происходит с любым недостатком, также и со страхом.
Наша Программа отличается от всех психологических программ, в которых вас убеждают не боятся. «Поверь в себя! Не бойся!» можно услышать на психологических тренингах. Для меня это не сработало. Если бы я мог поверить в себя, мне не надо было бы употреблять вещества. Я не могу убедить себя не бояться, если парализующий страх это один из моих дефектов с самого детства, сколько я себя помню. В нашей Программе мы осознаем страхи, говорим о страхах, пишем, молимся, подключаемся к вере, и препоручаем наши страхи. Это дает нам возможность не действовать исходя из страхов.
Когда я живу, у меня есть две возможности куда подключится: я могу подключиться к своему эгоизму, и действовать исходя из страха, или я могу подключиться к Богу, и действовать исходя из веры. Мне надо делать новые вещи, которые являются инструментами выздоровления, не инструментами болезни. Со временем, у меня будет больше опыта чистой жизни, и вместе с этим меньше страха перед жизнью и неизвестностью.
Программа предлагает мне сделать контакт с Богом самым главным инструментом выздоровления. За первый год моего выздоровления, мой спонсор научил меня очень важной вещи; он объяснил мне, что зависимость – это рабство, быть зависимым – это быть рабом. И у меня есть только две опции: либо я буду рабом своей зависимости, либо я буду зависеть от Бога. И я выбрал зависеть от Бога. Сначала я делал это от безвыходности, после того как увидел истину, которая заключается в том, что ничто другое мне не поможет. Мне понадобилось несколько лет, чтобы начать видеть огромную пользу от такого образа жизни. Сегодня я строю свою жизнь вокруг контакта с Богом, и я делаю это по доброй воле. На этом строится моя свобода. Это наполняет огромным смыслом мою жизнь. Я выбрал зависеть от Бога. Этот выбор, как и признание что я зависимый, должен сделать я сам добровольно. Меня невозможно заставить это сделать, это должно исходить от меня.
В процессе выздоровления я даю Программе, Богу, как я его понимаю, работать над своими страхами. Мне нужно научиться жить в мире со своими страхами, научиться препоручать свои страхи. В работе по Второму и Третьему Шагу мы понимаем, что страх – это наш дефект, мы молимся, мы препоручаем этот страх Богу, как мы его понимаем. Мы стараемся найти мужество для того, чтобы поступить по-новому. Для того, чтобы что-то изменить, мы совершаем действия на вере.
Работа над страхами
В главе «Кто такой зависимый?» написано, что наше выздоровление не происходит по мановению волшебной палочки. Наше выздоровление не происходит за один день. Я не могу составить список страхов, поделиться с вами этими страхами, и эти страхи навсегда меня оставят. Так не происходит. Со страхами происходит тот же самый процесс как и с желанием употреблять. Я могу хотеть употреблять, но я не употребляю и перепоручаю свое желание употреблять Богу. В свое время я был освобожден от этого желания.
Я не контролирую время, когда я стану свободен от желания употреблять, или освобожусь от страхов. Я только могу продолжать действовать правильно несмотря на страх, и я буду избавлен от него в своё время.
Работая по Программе, я не ставлю цель полностью искоренить страхи, также я не могу бороться своими силами с тревогой и страхами. То что я делаю на Программе – я обращаюсь за помощью и стараюсь действовать правильно несмотря на существующие страхи. В этом заключается препоручение тревоги и страхов. Главная работа по Программе со страхом заключается в том, что я не позволяю страху руководить моими действиями. Я стараюсь принять правильное решение и совершить правильное действие несмотря на страх. Для меня это возможно только если я обращаюсь за помощью.
Когда в своих действиях я руководствуюсь страхом, я покидаю Бога. Вместо этого, мне надо руководствоваться волей Бога и действовать несмотря на страх. Так получается, что я позволяю Богу повлиять на мою жизнь. Развивая убеждение, что сила более могущественная может вернуть меня к здравомыслию, я начинаю верить, что смогу жить конструктивно несмотря на страхи. Мои страхи не уйдут сразу после Второго Шага. Поэтому в Третьем, я должен дать Богу повлиять на мою жизнь, несмотря на мои страхи.
Как я смогу начать жить конструктивно несмотря на страхи? Если я подключен к Богу, я могу совершать действие, основанное на мужестве, даже если все мое существо пропитано страхом. И может быть, в этот момент я не чувствую поддержки Бога, потому как страх искажает мою реальность, но я все равно поступаю по-новому, потому что в Третьем шаге я обрел любящего и заботливого Бога. Поступая по новому опираясь на веру, я освобождаюсь от влияния страха на свою жизнь. Страх становится чувством, с которым я могу жить, страх перестает быть дефектом характера, который контролирует мою жизнь.
У меня была рекомендация делится своими страхами с другими выздоравливающими людьми. В течение трех-четырех лет мы делились в нашей группе поддержки друг с другом своими страхами по телефону. Мы каждый день составляли по дню списки страхов и каждый день читали эти списки страхов друг другу и препоручали их.
Что конкретно мы можем сделать со своими страхами?
Со страхом, как и с любым чувством, мыслью или желанием, мы ничего не можем сделать, кроме как действий, направленных на принятие. Мы можем:
● Написать о своих страхах: мы можем взять ручку и бумажку и написать, в чём заключалась ситуация; что с нами происходило во время ситуации; что с нами происходит сейчас, и какие страхи мы чувствуем. Можно писать в виде самоанализа, отвечая на вопросы, а можно без какого-то формата, в виде свободного повествования, как будто мы пишем письмо нашей Высшей Силе или собеседнику. Самое главное, это тотальная честность. Например, можно написать, что мы затрудняемся жить здесь и сейчас из-за страха, что мы думаем о чём-то или о ком-то и не можем остановить страх. Перечислить, какие именно страхи мы чувствуем и что хотим делать под влиянием этих страхов. Формат может быть любым. Чаще всего, если мы возьмём ручку и бумажку, слова появятся сами.
● Поговорить о своих страхах: мы можем поговорить с другими выздоравливающими зависимыми о своих страхах, поделиться на группе. Когда мы говорим о страхах, важно говорить коротко о ситуации и, в основном, о своей части, своих действиях, какие страхи мы чувствуем. Мы можем попросить дать нам обратную связь и поделиться с нами опытом, что делали другие люди со своими чувствами, как они проживали подобные ситуации и что они делают со страхом.
● Обратится за помощью к Высшей Силе: мы можем поделиться о происходящем, о своих трудностях и о страхах со своей Высшей Силой и попросить помощи в молитве. Можно начать с того, что мы обращаемся к Высшей Силе так, будто говорим с человеком и делимся о том, что происходит с нами.
Эти действия, направленные на обращение за помощью, помогают нам прожить страхи, оставаясь в равновесии. Со временем мы начинаем понимать, что все наши страхи являются естественными для зависимого человека и имеют право быть. Нам не надо их подавлять. Мы можем наблюдать за своими страхами, и особенно нам может помочь, когда мы делимся о них письменно, в разговоре или в молитве. Мы начинаем понимать, что все люди чувствуют страхи, и у каждого человека есть свои сложные чувства.
Принятие самих себя
Когда я пришел на Программу, я увидел, как я себя веду в группе людей. Я был уверен, что люди меня отвергнут, если я раскрою свои страхи, обиды, и те ситуации, которые со мной произошли, и расскажу кем я являюсь на самом деле. Поэтому, в начале своего пути я приходил к своему спонсору и, когда хотел услышать обратную связь, я ему говорил: «Ты знаешь, меня послали к тебе поинтересоваться, что бы ты посоветовал человеку, который попал в такую-то ситуацию?» Мои секреты, которые я боюсь рассказывать, - это очень опасная вещь. Почему в Программе говорят, что мои секреты могут меня убить? Потому что когда я остаюсь наедине со своим секретом, я не являюсь самим собой, я живу в отрицании, живу в масках. Мне очень не хватало принятия себя.
Принятие нас такими, какими мы есть, которое присутствует на группах, это очень важный инструмент в избавлении от страха. Давайте посмотрим на то, что происходит на встречах. Я прихожу и говорю: «Я упал. Я употребил». И я слышу в ответ: «Любим тебя. Продолжай приходить». Я прихожу на собрание и говорю, что я разбил весь дом, и что я слышу в ответ? – «Любим тебя. Продолжай приходить». Я прихожу на собрание и говорю, что я избил членов своей семьи, и что я слышу в ответ? – «Любим тебя. Продолжай приходить». Я прихожу на собрание и говорю, что я не встал на работу, мне говорят: «Любим тебя. Продолжай приходить». Я прихожу на собрание и говорю, что хочу убить свою супругу, и что я слышу в ответ? – «Любим тебя. Продолжай приходить». И мне сначала трудно поверить в эти слова, потому что я привык к обратному. Я привык, что мое окружение оценивает меня по моему поведению. Принятие, которое присутствует на группах, помогает мне жить со своими страхами, со своей истинной природой.
Как делиться о своих страхах?
Когда я звоню своему спонсору, я не начинаю диалог с каких-то долгих бабушкиных рассказов, какой я бедный, как меня обидели, и как меня недолюбили. Это мои больные чувства, мне нужно их перепоручить. Я начинаю с того, что передаю спонсору суть ситуации, и самое важное для меня рассказать, как я отреагировал и что я сделал. В разговоре с ним, мне важно услышать его взгляд на ситуацию, его оценку со стороны. И чаще всего мне спонсор говорит: «Оставь этого человека. Он не твоя проблема. Давай сфокусируемся на твоих действиях». То что у меня просыпается внутри – во мне сразу же просыпается сопротивление. Когда меня спонсор просит оставить второго человека и посмотреть на себя – я сразу начинаю сопротивляться. Откуда берется это сопротивление? Я сопротивляюсь, потому-что моя болезнь слышит эту рекомендацию как критику моих действий, типа: «Поведение другого человека правильное. Он хороший, а ты плохой». Я воспринимаю именно так, потому что я слышал это в прошлом, слышал это с детства.
Одна из самых важных вещей, которая написана в нашей литературе, это то что я не плохой человек, но у меня есть духовная проблема, за которую я должен взять ответственность. И если я не плохой, то мое поведение не безнравственное, оно просто не правильное, больное. Неуправляемость в моем поведении проявлялось как результат от бессилия, а не из-за того что я плохой человек. Для того чтобы начать жить по новому, мне надо опираться на Программу, а для этого мне нужно в полной мере принять свою духовную болезнь. И то, что мешает мне в полной мере принять свою болезнь, это страх, что я окажусь в новой непонятной и незнакомой для меня реальности. Также, принятие своей проблемы означает, что я на самом деле не умею жить, что я на самом деле зависимый, который потерял контроль над жизнью, и меня это пугает.
Если бы я на самом деле доверился Богу
Что было бы, если бы я на самом деле поверил в то, что написано в нашей Программе? Мне обещают, что если центром моей жизни будет контакт с Богом, то все мои потребности будут удовлетворены. Мне обещают это! Мои потребности будут удовлетворены - это означает, что моя жизнь сложится так, как она должна сложиться, и что я получу в свое время все, что мне нужно для жизни, не больше и не меньше. Если бы я на самом деле доверился Богу, у меня было бы намного меньше страха “как я буду себя чувствовать”, когда реальность перестает соответствовать моим ожиданиям.
Мне было очень страшно и тревожно, когда я боялся что, мои желания не будут удовлетворены. Если вы меня спрашиваете "кто есть враг номер один в выздоровлении?", то я отвечу, что больше чем за 25 лет в программе я вижу, что это мои эгоистичные желания.
Третий и Одиннадцатый Шаги говорят именно о наполнении моих потребностей, а не желаний. И если я на самом деле верю в обещанье Третьего и Одиннадцатого Шагов, то мне вообще не за что переживать в этой жизни. Например, если я обладаю способностью на самом деле опираться на веру, то я верю, что в моих отношениях всё сложится наилучшим образом. Если так, то почему я должен бояться, что мои семейные отношения рухнут? Зачем мне контролировать поведение своих членов семьи, когда они ведут себя не так, как я хочу? Если я верю что в финансовой сфере, в сфере личной реализации я могу полностью полагаться на волю Бога, и Бог даст то что мне нужно в своё время всё, нужно ли мне переживать за свою работу или какие-то другие сферы? Если я верю на 100% в обещания Программы, то мне точно не надо переживать и боятся "что со мной будет". Я могу просто расслабится и наслаждаться путешествием, я могу доверится Богу, как я его понимаю, что он ведет меня именно в то место, в которое я должен прийти.
Это понимание даёт мне правильный ориентир. Обещания Программы направляют меня укреплять свою веру. Мне надо препоручать больше и больше под заботу любящей высшей силы. Знаете, если бы я верил на 100%, то я бы жил сегодня абсолютно другой жизнью, я жил бы полностью духовной жизнью. Я на сегодня знаю, что я иду в правильном направлении, несмотря на то, что до сих я чувствую страх.
Мне нужна готовность меняться несмотря на свой страх. Если я буду ждать пока страх уйдёт - то я никогда ничего не сделаю по-новому. Готовность меняться - это моя готовность слезть с кресла короля и оставить свой мнимый комфорт в сторону. Мне тяжело с фактом, что я должен оставить кресло короля. Страх потерять это кресло - держал меня в напряжении всю жизнь.
Готовность
Мы можем долго ждать момент, чтобы страх исчез полностью. Сам по себе страх не исчезает. Страх уменьшается во время просьбы о даровании сил, которую мы подкрепляем действиями. Действуя, мы на самом деле видим, что в большинстве случаев, того, чего мы боимся, не существует в реальности. Полностью, страх, как и любой другой дефект, не исчезнет. Это нормально чувствовать страх, ведь мы не избавляемся полностью от нашей духовной проблемы. Мы остаемся зависимыми. Но если мы хотим расти, мы должны действовать несмотря на страх.
Слово, которое часто можно услышать на собраниях это "готовность". Готовность сделать что-то, не может существовать без конкретных действий, и это требует мужества – мужества, чтобы сделать то что требуется. Это мужество, которое превращает возможность в реальность. Этот процесс показывает нам, что прогресс в улучшении нашего характера возможен. Опыт учит нас, что мужество и вера позволяет нам "арестовать" наши дефекты характера еще на один день.
Когда мужество ведёт нашу готовность, мы можем быть уверены, что мы будем, не только способны осуществить задуманное, но что мы также достойны этого. Мы преодолеваем наши страхи по поводу наших опасений и работаем в направлении цели. Мужественный человек, это не человек, который не чувствует страх, а человек, который молится и просит Бога даровать силу действовать, несмотря на страх.
Поступать по новому
Моя розовая мечта, как зависимого человека, который не любит преодолевать трудности - это просто прийти к какому-то состоянию, в котором я буду избавлен от страха каким-то чудом. Я хочу чтобы произошло чудо, которое избавит меня от дефектов характера, от страхов, чтобы мне не пришлось поступать вопреки этим дефектом, чтобы мне было легко. И мне кажется, что так я приду к вере. Но на самом деле, этого никогда не случится, потому как мой страх не уходит от какого-то чуда. Страх уходит только когда я действую по-новому, действую ”как будто”. Действия “как будто” - это действия “как будто я верю”, это действия вопреки страху, полагаясь на опыт впередиидущих и рекомендации Программы.
Мне нужно как можно больше действовать по-новому, а не по старому. Когда я действую на страхе, я всегда совершаю старую ошибку. Что означает “поступить по-старому”? Поступить по-старому означает для меня поступить так, как хочет моя болезнь, поступить на чувствах, на импульсах, на дефектах, на страхах. Я страдаю, когда поступаю по-старому.
“Действия по-новому” - это действия наоборот от того, что хочет моя болезнь. “Действия по-новому” - здесь нет никаких хитрых схем, это действия диаметрально противоположные от позывов моей болезни. Например, если болезнь хочет чтобы я говорил неправду, мне нужно говорит правду! Если болезнь хочет чтобы я употреблял сексом, мне нужно препоручить удовлетворение сексуального инстинкта. Если моя болезнь одержимо гонится за вниманием какого-то человека, мне нужно препоручить отношения с этим человеком и не делать ничего, чтобы добиться его внимания. Выздоровление - это поступать наоборот от болезни. Моя вера - это моя способность поступать по новому, наоборот от болезни несмотря на страх.
Вера выталкивает страх
Я не могу каким-то пониманием, логикой, интеллектом, рационалом, знаниями психологии избавиться от своих страхов, потому что мои страхи - это что-то, что стоит в основе моей личности. Даже несмотря на то, что логикой я могу понимать, что всё должно быть в порядке, я чувствую беспокойство, дискомфорт и страх.
Моя вера - это моя способность полагаться на духовные принципы и поступать по-новому, несмотря на страх. Когда я работаю по Второму, Третьему и Седьмому шагу, то я обретаю возможность поступить один раз по-новому, несмотря на свой страх. Вера это намного сильнее, чем понимание и логика.
На сегодня я верю в духовные принципы, я верю в Программу 12 шагов. Это не пришло само по себе. Мне пришлось начать делать действия безо всякой веры, чтобы обрести веру. Эта вера пришла ко мне только благодаря тому, что я делал рекомендации Программы в своей жизни, и эти действия улучшили мою жизнь. На этой вере в Программу и в духовные принципы формируется моя вера в духовную силу, которую я называю Бог, как я его понимаю.
В моей жизни, вера не может прийти сама по себе, мне необходимо духовное переживание, на которое я смогу полагаться. Духовный опыт, который я получаю, когда я живу духовными принципами в каждодневных делах, формирует мою веру в общем, он формирует какое-то ощущение, что это работает. Выполняя рекомендации Программы, я приобретаю убеждение, что это на самом деле работает, что духовные принципы на самом деле меняют мне жизнь, если я руководствуюсь ими в своих действиях. От меня требуется только мое участие, требуется выполнить свою часть, а всё остальное вообще не в моих руках.
Моё мышление полагалось на мой эгоизм много лет, до момента, пока я не начал работать по Второму шагу. В течении долгих лет, страхи управляли всеми моими действиями. С возраста, с которого я себя помню, я начал чувствовать беспокойства и страх. За все эти годы пока я жил, этот страх укоренился в моих костях, в моем мышлении. В таком состоянии, единственный способ развивать веру, это научиться жить со страхом, и стараться поступать по-новому. Поступая по-новому я приобретаю духовный опыт, и этот опыт складывается в копилку моего духовного опыта, на который я на самом деле могу потом опираться.
Есть притча о двух волках, которые живут в человеке : это Вера и Страх. И в притче спрашивают, какой волк победит? Победит тот волк, которого я кормлю больше. Нету здесь волшебства. Мне нужно поступать по-новому опираясь на духовные принципы и это формирует мой положительный духовный опыт. Таким образом я получаю уверенность, что Программа не просто работает для кого-то там, я получаю опыт, что это работает именно для меня, для духовно больного бессильного человека. Моё решение - это подключение к вере, несмотря на страх. Подключение к вере появляется, когда я поступаю по новому, несмотря на то, что мои страхи толкают меня поступить по-старому.
Моя вера не означает, что я больше не чувствую страх. "Я верю" это означает, что я поступаю по новому, опираясь на духовные принципы, несмотря на страх. Процесс прихода к убеждению очень похож на то, как появлялась моя вера в то, что я смогу остаться чистым. Как я остался чистым? Несмотря на то, что я сильно хотел употреблять, я звонил другим зависимым и шел на собрание и откровенно говорил о том, что я хочу употреблять. Желание употреблять - это самый большой террор моей души. Если я был избавлен от желания употреблять, то не существует страха, от которого я не буду избавлен со временем.
С помощью своего контроля, я никогда не мог привести какую-либо сферу своей жизни к такому балансу, как у меня есть на сегодня. В выздоровлении я вижу, что когда я полагаюсь на ВС, совершенно необъяснимым образом, всё складывается наилучшим образом. По моей эгоистичной логике, если я пытаюсь что-то контролировать и у меня ничего не получается, то что тогда будет с моей жизнью, если я полностью отпущу контроль в этой сфере? Мне кажется, что если я отпущу контроль, то вообще всё развалится на куски, и я буду недоволен. Так у меня появляется страх, который заставляет меня пытаться контролировать эту сферу какими-то бешеными усилиями, манипуляциями заставить других людей делать то, что хочет мой эгоизм. И так я становлюсь человеком, который спорит с реальностью, который пытается постоянно плыть против течения, и из-за этого теряет силы и озлобляется. Когда я прихожу ко дну в своих попытках контролировать, я понимаю что у меня контроля нет. Пытаясь контролировать, я создаю иллюзию, которая дает мне чувство ложной безопасности. И так, страдая от самого себя, я становлюсь готовым выполнить Первый, Второй и Третий шаг, которые являются сердцем любого изменения.
Все вспомогательные материалы к работе по 12 шагам - ссылка |