Данный материал является дополненным переводом руководства к работе по 12 шагам, со автором которого является Бени Яков. Перевод дополнен материалом, взятым из спикерских семинара "Духовный Путь 12 Шагов".
* материал не является литературой АН. Возьмите то, что вам подходит, а остальное отбросьте.
Другие главы перевода руководства:
Барьеры на пути к вере
Зависимый, который на самом деле настрадался, и он на самом деле готов выздоравливать, не должен быть слишком придирчив к новым идеям, которые ему предлагают. Но, к сожалению, часто происходит так, что, даже оказавшись на дне, мы можем отбрасывать спасательный круг из-за его непривычного цвета. И так получается, что, несмотря на очевидное бессилие и безысходность, у многих зависимых есть определенные барьеры, которые мешают поверить. Такими барьерами могут быть предубеждения, сомнения, заблуждения, гордыня, разочарование в вере, неудачный опыт и страхи.
Но если мы сможем понять, что именно нам мешает, и если мы расскажем об этих барьерах и обратимся за помощью, то часто мы получим хорошие рекомендации, которые позволят преодолеть эти барьеры. После того как у нас есть рекомендация, нам очень важно обладать определенной готовностью, чтобы честно выполнить услышанные рекомендации. Вера - это дело очень индивидуальное, и поэтому мы можем услышать самый разнообразный опыт. Нам очень важно не осуждать чей-то духовный опыт, а просто попробовать преодолеть свои барьеры с помощью той информации, которую мы узнаем у других людей. Когда мы выполняем новые рекомендации в жизни, то мы формируем свою индивидуальную веру, которая основана на нашем личном опыте. В нашей литературе можно найти описание распространенных барьеров, которые могут мешать на пути к вере.
Барьер №1- общие сомнения. Некоторые из нас говорят, что вера во что-то неосязаемое казалась им какой-то мистической, нереалистичной, нежизнеспособной и несовременной концепцией. Некоторые из нас были приверженцами атеистических убеждений просто потому, что они привыкли так жить. Это очень распространенный барьер, который появился как результат влияния современного мира на нас, в котором мы подвержены разной информации. Сомнения могут быть вызваны тем, что на протяжении жизни мы получали неправильную информацию о духовности, о Боге. Эта информация могла проникнуть в наше сознание из неправильных источников. Может быть, информационные технологии и масс-медиа привили нам пренебрежение духовностью в общем, или же, например, мнение каких-то авторитетных людей повлияло на нас, например, мнение членов нашей семьи или посторонних людей, которые высмеивали верующих людей. Неправильная информация, которую мы получали в процессе жизни, привела в некоторый момент к тому, что мы просто поставили крест на всём, что связано с духовностью и верой. Мы привыкли во всем сомневаться, привыкли не верить.
Очень важно понять, что иметь сомнения в начале дороги - это вполне нормально. Вера - это убеждение в чем-то неосязаемом. Откуда у нас может взяться вера, если у нас не было правильных источников информации и нет никакого опыта в этом? Сама идея поверить может вызывать сомнения, потому как в начале дороги у нас нет никаких доказательств, что концепция веры во что-то неосязаемое может нам помочь.
Для того чтобы преодолеть этот барьер, нам необходимо начать поступать как будто мы верим, и результаты наших действий укрепят наши убеждения. Программа предлагает нам самим определить, что такое для нас Высшая Сила и Бог, как мы его понимаем. Также нам очень важно понять, что мы можем отбросить всё, что нам мешает, из того, что мы слышали о Боге и о духовности до прихода на программу. Работая по Второму и Третьему шагу, мы имеем возможность сформировать свои личные убеждения, которые будут правильными для нас.
Барьер №2 - это наше стремление логически понимать Высшую Силу и Бога. Мы хотим всё понимать и объяснить, как это работает. Когда мы заглядываем глубоко в свои мотивы, то мы видим, что под стремлением понимать и объяснить логически Бога и Высшую Силу скорее лежит страх довериться чему-то, о чём мы мало знаем. Некоторые из нас признались, что в прошлом они стремились логически понять Бога для того, чтобы найти способ контролировать влияние Бога на нашу жизнь. Они хотели получить логические подтверждения и гарантии. На самом деле, это нормальное поведение для человека, у которого нет опыта в духовной сфере.
В процессе работы по программе мы развиваем убеждение и веру в некоторые конкретные вещи, которые мы можем объяснить, такие как посещения собраний, работа с литературой, обращение за помощью к спонсору. Этого уровня убеждения достаточно, чтобы развивать наши духовные убеждения во что-то неосязаемое. Мы слышим очень многих зависимых, которые делятся о том, что этих начальных убеждений было достаточно для того, чтобы у них начали формироваться со временем духовные убеждения.
Чаще всего происходит то, что со временем мы убеждаемся, что никогда не сможем до конца понять, что такое Высшая Сила и Бог, с которыми мы строим контакт. Мы начинаем видеть, что намного важнее обращаться за помощью к этой силе и выполнять духовные рекомендации, а не искать логическое объяснение, потому как поиск конкретных логических объяснений приводит нас в тупик. Недаром говорят в Сообществе: “Духовность начинается там, где заканчивается логика”. Многие из нас признались, что они смогли обрести и почувствовать контакт с Богом только после того, как они перестали искать логическое объяснение духовности.
Барьер №3 - это наша гордыня и нереалистичная уверенность в собственных возможностях. Некоторые из нас утверждали, что вера и духовные убеждения необходимы людям, которым не хватает интеллекта. Некоторые из нас утверждали, что им не требуется вера и духовные убеждения из-за того, что им казалось, что они могут выздоравливать, опираясь на свой интеллект, на свою логику и на свои собственные силы. Этот барьер является порождением гордыни и эгоизма. Чаще всего эти люди думали, что человек способен на всё, он может контролировать природу, управляет мирозданием и уж точно способен контролировать свою жизнь. Их интеллект заменяет Бога для них. Чаще всего этот барьер присущ людям, которые считают себя более умными, более интеллектуальными и интеллигентными, чем другие, благодаря тому, что у них есть какие-то знания или, может быть, образование, и они сохранили некий социальный уровень. В соответствии с их мировоззрением, вера является проявлением слабости, боязливости, отсутствия самостоятельности или нежеланием отвечать за свою жизнь.
Чаще всего разочарование в собственных нереалистичных взглядах на самого себя приходит с поражением. Если мы пришли к тому днищу, на котором мы оказались в последние дни употребления, то на каком основании у нас есть такая непомерная гордыня и нереалистичная самоуверенность? Если мы можем на самом деле опираться на самих себя, то почему мы оказались на программе? Зачем нам потребовалась помощь? Если мы были не способны остановить саморазрушение, то в какой мере мы контролируем свою жизнь? Куда нас привели наши убеждения в собственной исключительности?
Чаще всего убеждения в собственной исключительности заканчиваются очередным поражением в реальной жизни, и мы начинаем видеть, что мы на самом деле опирались на “пустое” место. Мы начинаем видеть, что наша горделивая самоуверенность в очередной раз привела к поражению, и становимся готовыми отказаться от убеждений в собственной исключительности и от нашего нереалистичного взгляда на самих себя и на свое место в этой жизни.
На самом деле именно на программе 12 шагов можно встретить людей, которые сочетают смирение, веру, духовные убеждения и свой интеллект, свои таланты и способности. Смирение и вера не мешают этим людям быть победителями. Мы видим, что эти люди, у которых вера стала неотъемлемой частью жизни, на самом деле четко видят свои реальные способности и не переоценивают самих себя. Когда требуется, они обращаются за помощью и признают ограниченность собственных возможностей. Мы видим, что они победители благодаря глубокому принятию собственного бессилия и смирения, которое приводит к четкому пониманию своего реального размера. Если мы на самом деле хотим изменить свою жизнь, то мы можем обратиться к этим людям за помощью и получить от этого намного больше, чем от собственной горделивости и убеждения в собственной исключительности. Ведь именно убеждение в собственной исключительности и горделивость привели нас к страданиям. Много раз мы видели, как зависимый, который находится на днище, все еще продолжает верить в собственную исключительность и в то, что он может справиться со своей духовной, душевной и физической проблемой своими силами.
Барьер №4 - осуждение религиозных или верующих людей, чьи действия расходятся с их словами. Да, есть разные люди. Есть люди, которые рассказывают про себя набожные истории, убеждают в своей вере окружающих, но на деле мы видим, что их действия противоположны даже минимальной честности и чистоте мотивов. Их личный пример очень сильно расходится со всем, что мы можем знать о вере, духовности или религии. Иногда эти люди требуют от окружающих высоких стандартов поведения в соответствии с какими-то заповедями, но их действия далеки от этих стандартов. Когда мы наблюдаем за такими людьми, это может вызывать осуждение, раздражение и предубеждение ко всему, что связано с верой и духовностью. Мы можем ассоциировать духовные убеждения и веру с вымыслом и нечестностью.
На самом деле это просто наше неправильное восприятие ситуации, ведь на самом деле эти люди не имеют ничего общего с духовными убеждениями, которыми нам предлагает жить эта программа. Мы можем научиться у этих людей тому, что делать не надо. В первую очередь программа нам рекомендует не осуждать других людей, которые ошибаются, и сфокусироваться на своей жизни, на своих действиях и на своих мотивах. Когда мы осуждаем этих людей, чаще всего мы просто не замечаем свои дефекты характера. В осуждении нет никакой пользы. Также наша ложная гордость и эгоизм могут наполнять нас чувством возвышенности над всеми религиозными или верующими людьми из-за того, что мы увидели верующих людей, чьи действия расходятся с образом верующего человека. Это чувство возвышенности является ложным и приводит к ложной оценке себя. Это просто наши дефекты характера.
Очень важно понять, что программа позволяет нам построить свое личное представление о духовной силе и начать жить духовной жизнью в соответствии с нашими духовными принципами. Все отрицательные примеры в окружающем мире, которые мы видели, не имеют никакого отношения к тому, что нам предлагает программа 12 шагов. Важно то, что программа работает в нашей жизни, а не то, как живут другие люди. Мы можем учиться у людей, в жизни которых духовные убеждения стали неотъемлемой частью. Мы можем на самом деле поменять свой подход, найти необходимую открытость и вырабатывать непредубежденность.
Барьер №5 - это попытки обвинить Бога во всех своих проблемах или проблемах человечества. Этот барьер часто встречается среди людей, которые пытаются найти виноватого в своих проблемах и своих страданиях или в проблемах и страданиях других людей. Чаще всего это происходит из-за того, что человек, обвиняющий Бога в своих проблемах, сильно не удовлетворён своей жизнью, он не получил то, что хотел, и сейчас ищет виноватых. Такое поведение есть проявление таких дефектов характера, как требовательность, ожидания и поиск виноватых. Чаще всего эти зависимые диктовали свои желания и требовали от Бога исполнить свои сценарии, но никогда не спрашивали, в чём заключается воля Бога для них. У них есть ощущение, что они лучше знают, что должно происходить в их жизни, в этом мире, и как вообще всё должно выглядеть.
Но реальность показывает, что они даже не справились с управлением своей собственной жизнью. Таким людям необходимо понять, что пока они будут обвинять Бога во всех проблемах, которые существуют у них в жизни или в окружающем мире, их реальность никак не изменится. Этот путь ведет к тупику, в котором много боли, страданий и отсутствия веры.
Барьер №6 - это сомнения в заботе Бога, которые происходят из-за того, что, по мнению человека, Бог не выполняет его просьбы. У таких людей сложилось ощущение, что они обращаются с просьбами к Богу, но Бог не замечает их просьбы. Но чаще всего их просьбы выглядят как ненавязчивые или даже навязчивые поручения. Они говорят, что, сколько бы они не молились и не обращались к Богу, в их жизни всё равно ничего не меняется, и у них остаются те же проблемы и неудовлетворенность, что и были раньше. Им начинает казаться, что Бог занимается всем, но только не их проблемами. В таком случае программа рекомендует проверить, насколько сильно эгоцентризм проникает в духовные убеждения этого человека? Может быть, он не понимает, что он отвечает только за свои действия, а не за результат? Насколько человек, который неудовлетворен заботой Бога, на самом деле честно делает требуемые действия и препоручает заботе Бога результат своих действий? Очень важно понять, что наши действия являются нашей прямой ответственностью. Мы можем постараться увидеть, что именно мы на самом деле можем изменить, и начать действовать, обращаясь за помощью.
Может быть, у этого человека нет терпения? Мы как зависимые любим сделать несколько действий и потом достать стоппер и, нетерпеливо посматривая на стопперы, ждать результатов. На самом деле таким образом мы контролируем результат и то время, когда мы должны получить его. Нетерпение неминуемо ведет к разочарованию, боли и краху веры.
Может быть, этот человек молится об исполнении специфических желаний? В таком случае необходимо понять, что Бог не работает у нас, и он не будет исполнять наши планы. Программа предлагает нам сфокусироваться на выполнении честных действий настолько хорошо, насколько мы можем. Мы не сможем диктовать, как должна выглядеть наша жизнь и как должен выглядеть окружающий мир. Нам придется смириться с реальным положением дел и с тем, что мы отвечаем только за свои действия, но не можем контролировать результат этих действий. Результат может и не быть таким, как мы ожидали. Может быть много объяснений, почему мы не получили ожидаемый результат. Может быть, наши действия были неверными. Может быть, время, которое мы выбрали, было неверным, и сейчас желаемый результат невозможен. Может быть, произошли какие-то обстоятельства, которые сделали невозможным получить желаемый результат.
Барьер №7 - это сомнения, которые возникают из-за отсутствия сильного ощущения веры. Люди, которые жалуются, что они не чувствуют веру, на самом деле просто страдают от заблуждения, что они должны чувствовать веру. Если мы на самом деле хорошо сделали Первый шаг и увидели внутреннюю неуправляемость, увидели душевный аспект болезни зависимости, мы должны понимать, что наши чувства будут постоянно меняться. На наши чувства будут влиять многие обстоятельства, обиды, страхи, разочарование. Например, когда мы получаем желаемый результат, то мы можем чувствовать радость и нам становится легко верить, потому как жизнь идёт так, как мы хотим. Что происходит, когда мы не получаем желаемый результат? Мы чувствуем разочарование, раздражение, и нам кажется, что вера исчезла. Но на самом деле вера - это вообще не чувство. Вера - это наша способность полагаться на духовные принципы, на что-то неосязаемое, что стоит за духовными принципами. Вера - это наша способность принять реальность. Вера - это наша способность доверять заботе духовной силы о нашей жизни.
Настоящая вера проявляется в действиях, а не в хороших чувствах. Часто происходит, что мы просто просим каких-то подарков от Бога, руководствуясь эгоистичными мотивами, а когда не получаем этих подарков - мы чувствуем разочарование. Нам не хватает понимания, что результат вообще не в наших руках и реальность намного сильнее, чем наши желания, наши чувства и наши сценарии о том, как все должно выглядеть.
Барьер №8 - ощущение утраты веры, которая прежде была. Этот барьер распространён среди людей, у которых были духовные или религиозные убеждения, но в процессе жизни они пережили разочарование в своей вере. Иногда те страдания, которые человек пережил в употреблении или в каких-то тяжёлых ситуациях, привели к тому, что он разочаровался в вере. Он перестал чувствовать надежду и уверенность в своих духовных убеждениях. Иногда эти люди пропитаны сарказмом или разочарованием по отношению к вере или даже озлобленностью и раздражением.
В таком состоянии программа рекомендует обрести новую надежду. Когда мы приходим в программу, мы видим большое количество успешных примеров людей, которые потерпели полное поражение в прошлом, но на сегодня они успешно опираются на духовные убеждения. Программа 12 шагов позволяет полностью откинуть любые предыдущие знания о вере, если они мешают. Работа по второму и третьему шагу позволяет укрепить пошатнувшиеся убеждения или же обрести совершенно новые.
Барьер №9 - неудачный или болезненный предыдущий опыт, связанный с религией, духовностью, религиозными или духовными учреждениями. Есть немало людей, которые пострадали в детстве или в прошлом от принуждения к религии со стороны членов своей семьи или других людей. Можно услышать часто рассказы о навязывании религии и духовных убеждений в прошлом. Это могло произойти в детстве, когда человека насильно приводили в религиозные учреждения или заставляли совершать религиозные ритуалы и молитвы. Такое принуждение может привести к отторжению всего, что связано с духовностью, и в особенности со словом Бог. В таком случае очень важно понять, что программа 12 шагов нам ничего не навязывает. Если мы не хотим иметь никаких духовных убеждений, то мы можем не иметь этих убеждений. Если в какой-то момент мы почувствуем необходимость в духовных убеждениях, то в нашем распоряжении всегда будут Второй и Третий Шаги, а также опыт впереди идущих людей. Это нам может сильно помочь. В любом случае, программа 12 шагов рекомендует нам относиться с большой открытостью и готовностью попробовать что-то новое. В программе 12 шагов мы получаем уникальный шанс, которого нет в других местах, построить духовные убеждения и веру, которые будут индивидуальны и будут работать для нас.
Барьер №10 - убеждение что Бог карающий. Это убеждение часто присуще выходцам из семей, в которых практиковалась концепция карающего Бога. Нам в детстве могли внушать, что если мы не будем соответствовать какому-то стандарту поведения, то Бог обязательно нас покарает. Это могло настолько глубоко засесть в нашем сознании, что мы даже не способны предположить, что Бог на самом деле является любящим и принимающим любого человека таким, какой он есть, в независимости от его убеждений или соответствия каким-то стандартам поведения. Мы не должны соответствовать каким-то жестким стандартам для того, чтобы развивать духовные убеждения. Программа 12 шагов говорит о Боге нашего представления. Нам очень важно понять, что в программе 12 шагов мы строим свои собственные духовные убеждения, в основе которых лежит безграничная любовь и принятие нас Богом такими, какими мы есть.
Барьер №11 - предубеждение к слову Бог. Многие из нас делятся тем, что у них было много предубеждений, связанных со словом “Бог”. На протяжении жизни мы могли получить много неправильной информации о вере, о духовности и о силе, которую люди называют Бог. Мы подвергались воздействию разной информации, которая могла привить нам разные заблуждения. Часто эта информация была противоречива. В одном источнике говорили одно о Боге, в другом - совершенно другое. Иногда мы видели разные изображения Бога, а в другом источнике говорилось, что Бог невидимый. Иногда мы слышали, что Бог карающий, иногда слышали, что Бог любящий. Также слово Бог часто ассоциируется с церковью и религией. В разных религиях он изображен по-разному, а в некоторых религиях любое изображение Бога запрещается. Также любая религия считает своё понимание Бога единственно верным, а все остальные понимания запрещаются. Разная информация могла сформировать много предубеждений, связанных со словом Бог.
Если у нас есть такие предубеждения, то нам важно прочитать то, что написано в нашей литературе об этом слове: “Под этим словом мы подразумеваем Силу, более могущественную, чем мы сами, которая делает возможным то, что кажется невозможным”. Слово Бог было выбрано, чтобы мы понимали, о чём идёт речь, и могли коротко называть слово, не произнося это длинное предложение.
Барьер №12 - формальное исполнение ритуалов без того, что человек позволяет духовным принципам и вере на самом деле повлиять на свою жизнь. В этом случае зависимый на уровне разума, рассудка признает необходимость веры. Он заучивает молитвы, читает их регулярно и по нескольку раз в день, совершает ритуалы, - то есть формально делает то, что, по его мнению, должны делать верующие люди. При этом внутренняя духовная жизнь такого зависимого, его мысли и чувства остаются неизменными, не затронутыми верой. Он произносит слова молитвы, но при этом одновременно продолжает пытаться контролировать сам решение текущих жизненных проблем. Вера в заботу Бога и молитва сама по себе, а реальная внутренняя жизнь – сама по себе. Не происходит откровенного и сокровенного внутреннего общения с Высшей силой. Какая-то часть сознания такого зависимого остается закрытой, в ней нет места Богу, как каждый из нас понимает его, но есть одиночество и страх. В этом отгороженном от всех внутреннем мире продолжают формироваться личные стратегии и сценарии, планы того, как будет сделать лучше, какую стратегию выбрать, как реагировать на ту или иную ситуацию. В голове такого зависимого как бы работает внутренняя «тайная канцелярия», которая оценивает все происходящее и вырабатывает те или иные ответы на внешние события. Здесь Высшей силе отводится любое место, за исключением этой самой «тайной канцелярии», куда «посторонним вход воспрещен». Такая ситуация свидетельствует о недостаточно глубокой и, возможно, формальной капитуляции. Причиной этого могут быть избыточная уверенность в возможностях собственного разума, а также сформировавшееся ранее глубокое недоверие ко всему миру, страх открыться, чувства собственной порочности, недостойности, стыда и вины. Такое отношение к вере может привести к разочарованию в вере, к ощущению, что программа не работает, и к отказу от программы. В таком случае программа предлагает последовательно и глубоко – настолько, насколько это возможно только сегодня – практиковать на ежедневной основе честность при написании шагов, в ходе высказываний на группе, в общении со спонсором, написании благодарностей и молитв Высшей силе.
Преодоление барьеров
У нашей программы есть инструмент для того, чтобы преодолеть все эти барьеры. Программа рекомендует принять концепцию веры последовательно и постепенно и не призывает стать глубоко верующими за один день. Программа рекомендует нам пробовать действовать, опираясь на духовные убеждения. Легче всего это делать в сферах, в которых мы на самом деле настрадались и ищем какие-то новые пути решения. Опираясь на успешный опыт прихода к убеждению в этих сферах, мы сможем распространить этот позитивный опыт на другие сферы нашей жизни. Также Программа рекомендует начать действовать “как будто” мы верим, вопреки барьерам, и посмотреть на результаты. Так мы сможем увидеть, как новые действия, в которых мы руководствовались духовными убеждениями, меняют нашу реальность.
Как мы можем начать действовать “как будто” мы верим? Мы спрашиваем себя: “если бы я верил, то как бы я действовал?” Если у нас нет интуитивного ответа, то мы можем посоветоваться со спонсором и узнать, что именно будет поступком, опирающимся на веру. Когда мы действуем “как будто”, опыт других людей чрезвычайно полезен. Для того чтобы действовать “как будто”, нам требуется только минимальный уровень открытости и готовность пробовать, и не требуется чувство веры. Мы просто действуем вопреки барьерам.
В начале нам придется действовать, не имея сильного ощущения веры. Мы не ждём, пока у нас будет ощущение, что мы верим, вместо этого мы действуем вопреки барьерам, “как будто” у нас уже есть вера. Мы действуем и смотрим, что происходит в нашей жизни. Мы видим, как вера меняет реальность в жизни других людей, и у нас появляется больше надежды.
В окружающем мире мы видим, что революционные идеи, которые изменили современный образ жизни, основывались на открытости, а не на закрытости. Современный мир предполагает открытость к новым идеям. Открытость проявляется в готовности допустить что-то, в чём у нас нет опыта. Мы проверяем новые возможности и допускаем новые идеи.
Чаще всего достаточно прекратить спорить и пререкаться с рекомендациями программы. Если мы обретаем достаточный уровень смирения и начинаем делать правильные вещи, то со временем мы видим, что это работает. И так наши бунтарство и сопротивление ослабевают.
Если мы на самом деле признали свое поражение и увидели свое бессилие в Первом шаге, то зачем продолжать спорить с рекомендациями Программы, ведь существуют миллионы зависимых, которым помогла эта Программа? Очень многие из них в начале преодолевали барьеры на пути к вере. Действуя “как будто”, они сформировали свои духовные убеждения, которые работают для них во всех сферах. Если у них получилось преодолеть барьер, то почему не получится у нас?
Мудрость, которая есть в этой программе, сможет поменять нашу жизнь, если мы допустим эти идеи в свою жизнь. Когда мы видим положительные результаты своих новых действий в одной сфере, мы допускаем, что духовные рекомендации нашей программы помогут нам и в других сферах. Второй шаг заходит в нашу жизнь всё больше и больше, несмотря на барьеры, которые были в начале.
Программа предлагает нам жить духовными убеждениями, опираясь на честные попытки делать правильные действия, “как будто” мы верим, и отказаться от нереалистичных ожиданий. Нам надо открыться воле Бога и сделать честные усилия для того, чтобы поменять то, что мы можем, и препоручить результат заботе любящего Бога. Со временем мы сами почувствуем формирующуюся веру. В свое время в нашей жизни произойдут разительные изменения как результат от наших действий, в основе которых лежит вера.
|