Данный материал является дополненным переводом руководства к работе по 12 шагам, со автором которого является Бени Яков. Перевод дополнен материалом, взятым из спикерских семинара "Духовный Путь 12 Шагов".
Данный материал говорит о Силе более могущественной и развитии веры.
* материал не является литературой АН. Возьмите то, что вам подходит, а остальное отбросьте.
Другие главы перевода руководства:
Введение
Первый Шаг создает хороший фундамент для работы по Второму Шагу: у нас есть откровенность с самим собой, принятие своей зависимости и принятие бессилия. Первый Шаг показал нам, как болезнь зависимости управляет нашей жизнью. Болезнь зависимости - это разрушительная сила, более могущественная, чем наша собственная. С какой-то внешней помощью зависимый человек может оставаться некоторое время чистым, благодаря знаниям, полученным в первом Шаге. Но наш опыт показывает, что болезнь зависимости вновь возьмёт управление над жизнью зависимого, если он не находит силу, более могущественную, чем его болезнь зависимости.
Многие из нас согласятся, что пока мы не нашли положительную силу, более могущественную, чем наша болезнь, наступал момент, когда наша болезнь начинала управлять нами. Контакт с положительной силой, более могущественной, даёт нам выбор: мы можем выбрать идти за этой положительной силой, и наша жизнь будет меняться к лучшему, или же мы можем вернуться к своим старым привычкам и к старой жизни, и тогда болезнь зависимости вновь будет управлять нами. Этот выбор должны сделать мы сами. Второй Шаг покажет нам, каким образом положительная сила, более могущественная, сможет помочь нам в жизни. Третий Шаг научит нас делать выбор в пользу этой положительной силы и позволять этой силе управлять нашей жизнью вместо болезни зависимости.
Силы, более могущественные, чем наша собственная
Каждый из нас испытал действие разных сил, более могущественных, чем наша собственная. На примере болезни зависимости мы увидели, как разрушительная сила, более могущественная, может повлиять на нашу жизнь. Мы ощущали себя беспомощными перед её влиянием, она нас полностью поработила, и наши жизни были в руинах, а мы сами были в ужасном состоянии.
Такое же мощное влияние может оказать на нашу жизнь положительная сила, более могущественная. Во втором Шаге, когда мы подключаемся к положительной силе, более могущественной, на нашу жизнь будет оказано положительное влияние. Это может произойти, если мы позволим этой силе повлиять на нашу жизнь, то есть согласимся выполнять ее рекомендации, и если вложим в эту работу достаточное количество усилий.
Этой положительной силой могут быть люди, вещи и концепции, которые влияют положительно на нашу жизнь. Когда в нашей литературе пишут “сила, более могущественная, чем наша собственная”, обычно имеют в виду человеческую силу и концепции. Это могут быть выздоравливающие друзья, спонсор, профессиональные работники, Сообщество, правильный и здоровый образ жизни, 12-шаговая Программа, литература Сообщества, группа поддержки. Часто можно услышать от выздоравливающих зависимых, что даже их маленькие дети являются силой, более могущественной, потому как они помогают им жить по новому. Это показывает, насколько обширным может быть это понятие. Проще всего можно сказать, что сила, более могущественная, - это всё, что помогает нам выздоравливать.
Часто в нашей литературе встречаются такие понятия, как “Высшая Сила” и “Бог, как я его понимаю”. Мы сами имеем полное право определить термины “Высшая Сила” и “Бог, как я его понимаю” для себя, как мы хотим. Довольно часто под этими терминами имеют в виду наше представление о какой-то духовной силе, которая может помочь нам жить по-новому. Часто можно услышать, как зависимые говорят, что слово “Бог” вызывало у них определённые сомнения или даже дискомфорт, потому как у них было предубеждение, что только религиозные или набожные люди имеют право произносить это слово или обращаться к этой силе за помощью. Ну а многие из нас не относят себя к религиозным или же имеют биографию, которая не подходит под определение набожных людей. Но нам не стоит бояться этих слов или испытывать какой-то трепет - это просто общепринятые слова, которые обозначают духовную силу, с которой мы строим контакт. Мы можем смело откинуть подобные мысли. Эти сомнения или предубеждения точно не о той духовной силе, с которой мы строим контакт в 12 Шагах. Если кто-то не готов использовать это слово в своём лексиконе, то можно заменить его словосочетанием “духовная сила моего представления, более могущественная, чем моя собственная”. Программа будет работать для нас одинаково хорошо, если мы будем делать рекомендации Второго Шага независимо от того, как мы называем эту силу.
Любое самое начальное или интуитивное представление о какой-то неосязаемой (духовной) силе подходит нам. Не имеет значения, насколько совершенно или несовершенно наше представление об этой силе, оно будет работать в нашей жизни одинаково хорошо, если мы на самом деле будем следовать рекомендациям этой силы и развивать с ней контакт.
Если же у нас нет вообще никакого понятия об этом, то и это вполне подходит. Нам просто требуется некоторый уровень открытости и готовность действовать. Когда мы выполняем духовные рекомендации нашей программы, мы приобретаем свой собственный духовный опыт и духовные убеждения, и мы убеждаемся, что это на самом деле работает. Когда мы приобретаем духовные убеждения, у нас обязательно появляется некоторое представление, ощущение или понимание какой-то духовной силы, которая влияет на нашу жизнь. И так со временем, через короткое время, у нас будет наше начальное представление об этой силе.
С точки зрения Программы не имеет значения, какую именно положительную силу мы выбираем, важно чтобы это была положительная сила, которая может нам помочь. Программа ничего не навязывает и не обязывает. Программа рекомендует и предлагает. Работа по второму Шагу заключается в действиях, направленных на укрепление контакта с положительной силой. По мере продвижения в Программе мы постепенно строим представление о духовной силе, более могущественной, чем наша. Эту силу мы называем Бог, как мы его понимаем, или Высшая Сила. Во Втором шаге мы начинаем этот процесс.
Обращение за помощью
Мы верим, что солью работы по Второму Шагу является обращение за помощью и честная попытка следовать полученным рекомендациям. Для того, чтобы на самом деле подключиться к силе, более могущественной, и позволить этой силе повлиять на нашу жизнь, мы должны обращаться к этой силе за рекомендациями и помощью. Мы обращаемся за помощью к людям посредством личного разговора или звонка. К профессиональным работникам мы ходим на прием. Когда мы честно высказываемся на собрании - мы обращаемся за помощью к этой группе. Когда мы внимательно читаем литературу - мы обращаемся за помощью к литературе. Когда мы пытаемся руководствоваться духовными принципами в своей жизни - мы обращаемся за помощью к 12 шаговой программе. Мы обращаемся за помощью к группе поддержки и к спонсору, когда обращаемся к этим людям за опытом и поддержкой.
Точно так же, как мы обращаемся за помощью к спонсору с помощью телефона или личного разговора, похожим образом мы можем обратиться за помощью к нашей духовной силе в молитве. Нам не стоит бояться слова “молитва” или испытывать какой-то трепет - это просто слово, которое обозначает обращение за помощью к духовной силе, с которой мы строим контакт. Часто можно слушать, как зависимые говорят, что слово “молитва” вызывало у них определённые сомнения или даже дискомфорт, потому как у них было предубеждение, что только религиозные или набожные люди имеют право молиться. Ну а многие из нас не подходят под эти определения. Мы можем смело откинуть подобные мысли. Эти сомнения или предубеждения точно не о той молитве, о которой мы говорим в 12 Шагах. Если кто-то не готов использовать это слово в своём лексиконе, то можно его заменить словосочетанием “обращение за помощью к духовной силе моего представления”. Программа будет работать для нас одинаково хорошо, если мы будем делать рекомендации Второго Шага, независимо от того, как мы это называем.
Прийти к духовному убеждению и вере
Программа 12 шагов - это духовная программа. Когда мы начинаем выздоравливать по этой программе, от нас не требуется никаких духовных убеждений или наличия веры. Духовные убеждения или вера - это результат продвижения по нашей программе, и они не являются начальным условием или требованием. В соответствии с Третьей Традицией, нам требуется только желание выздоравливать, и перед нами не ставится больше никаких условий. Наше желание выздоравливать может иногда ослабевать в процессе выздоровления, и у нас могут появляться некоторые сомнения. Но у нашей программы и на это есть ответ: Программа дает нам инструменты, чтобы мы могли укреплять желание выздоравливать. Например, мы можем вспомнить, в каком состоянии мы пришли на Программу, и какое чудо случилось с нами как результат работы по Программе. И так получается, что не существует вообще никаких условий для того, чтобы выздоравливать.
То, что нам предлагает Программа, очень сильно отличается от всего, что мы знаем о религиях, в которых есть определенное принуждение или же требуются определенные религиозные убеждения в соответствии с данной религией. Наша программа полностью открыта для всех людей, у которых может не быть вообще никаких убеждений, для тех, кто потерял всяческую веру и утратил способность доверять. Некоторые из нас до прихода на Программу даже не осмеливались поверить во что-то духовное.
Для того, чтобы развить духовные убеждения, нам требуется самое важное качество - это открытость разума к новому. Наша программа очень открытая. Такую же открытость она предлагает тем, кто начинает следовать 12 шагам. Программа предлагает нам не ставить крест на новых идеях, пока мы не убедимся, работает это для нас или же не работает. Закрытость - это проявление духовной болезни. Открытость - это качество, необходимое для выздоровления. В закрытом разуме не может прижиться никакая новая идея. И так получается, что человек, который живёт в соответствии со своими старыми убеждениями, страдает от своих убеждений, но пока он закрыт, ничего нового не может зайти в его сознание. Закрытому человеку невозможно помочь.
В Первом Шаге зависимый осознал, что он не способен справиться с болезнью зависимости сам. Во Втором Шаге Программа предлагает зависимому новую идею: воспользоваться силой, более могущественной, которая может ему помочь. Когда мы обращаемся за помощью к силе, более могущественной, которая способна справиться с нашей проблемой, мы получаем возможность жить по-новому. И так мы получаем возможность не употреблять, получаем возможность потерять желание употреблять и можем обрести душевный покой.
Программа показывает нам простой факт: те люди, которые научились опираться на силу, более могущественную, которую они обрели, становятся более стабильными и устойчивыми, у них появляется душевный покой. Мы не говорим про религиозных людей, мы говорим о людях, которые подключились к вере. У этих людей вера и духовные убеждения стали частью их жизни. Обретенные ими убеждения ни к чему их не обязывают и не принуждают. Их духовные убеждения являются частью их жизни и их личным выбором.
Для того, чтобы мы могли обрести духовные убеждения и веру, нам необходимо обладать определенной открытостью и готовностью. Определенный уровень открытости требуется для того, чтобы в наш разум зашла новая идея, а готовность требуется, чтобы согласиться начать делать действия, которые сформируют наши собственные духовные убеждения. Очень важно то, что эти убеждения будут отражением нашего понимания, нашего опыта, нашего жизненного пути. Это будет наш выбор, какими духовными убеждениями жить. Эти духовные убеждения будут именно тем, что подходит нашей личности, нашему мировоззрению, нашему складу ума и нашим взглядам на жизнь. Программа 12 шагов - это уникальная возможность сформировать свою собственную веру в свои собственные духовные убеждения, с которыми нам будет комфортно и естественно.
Когда некоторые из нас пытались обратиться к религии, мы почувствовали, что нам навязывают определенный образ жизни, определенные религиозные убеждения и определённое понимание Бога, а также определенный способ обращения за помощью. В Программе 12 шагов нет ни одного из этих требований или ограничений. Уникальность нашей Программы в том, что мы сами формируем свои духовные убеждения и свою веру естественным образом на основе своего опыта. Эти духовные убеждения и вера будут отражением нашего мировоззрения, и поэтому мы сможем чувствовать себя легко и непринужденно с этими убеждениями.
-
Что мне мешает сегодня развивать свои духовные убеждения?
-
Понимаю ли я, что именно означает “свои личные духовные убеждения”?
Действия “как будто”
Если у нас нет начального уровня открытости для того, чтобы поверить, то программа нам рекомендует действовать "как будто" мы готовы поверить. Будет ли наша вера развиваться, зависит от того, готовы ли мы действовать "как будто". В английском языке есть пословица: "Fake it, till you make it", которую можно перевести как “Делай как будто, пока у тебя не получится сделать это на самом деле”.
Чаще всего опыт других зависимых, которые нашли в себе готовность развивать веру и жить "как будто", показывает устойчивое выздоровление, уверенный духовный рост и продвижение к душевному покою. Они освободились от страданий. Если мы сможем научиться у них и будем опираться на их опыт, то и в нашей жизни произойдут изменения.
Программа просит зависимого человека, который начинает работу по второму шагу, иметь минимальный уровень открытости и готовности поступать "как будто".
Открытость открывает двери для того, чтобы мы пришли к убеждению и продвинулись к важному решению жить духовной жизнью и тем самым укреплять свои духовные убеждения. Имея готовность, мы принимаем важное решение пробовать выполнять духовные рекомендации программы в своей жизни. Выполнение этих рекомендаций в нашей жизни приносит положительные результаты. Чем больше мы выполняем рекомендации программы, тем больше мы живем духовной жизнью, и мы видим больше положительных результатов. Когда мы видим положительные результаты новых действий в своей жизни, наши духовные убеждения крепнут. Именно так формируется наша вера. Когда наши убеждения и наша вера укрепляются, у нас появляется больше открытости и больше готовности. Мы начинаем больше жить духовной жизнью и опираться на духовные рекомендации программы. Это приносит ещё больше положительных результатов в нашу жизнь, что само по себе укрепляет нашу веру и духовные убеждения. Чем сильнее наша вера и духовные убеждения, тем больше мы готовы открыться к следующим духовным рекомендациям нашей программы, и тем больше у нас есть готовности действовать.
Таким образом, мы видим, что наша вера растет, только если мы живем в своей каждодневной жизни новыми приобретенными духовными убеждениями.
Так происходит развитие нашей веры:
-
У нас есть начальный уровень открытости и готовность действовать.
-
Мы делаем действия и пробуем применять духовные рекомендации программы в жизни.
-
Получаем позитивные результаты своих действий.
-
Эти результаты укрепляют наши духовные убеждения, и у нас появляется больше открытости и готовности действовать.
2 важных момента, которые становятся понятны:
-
Если у нас нет начального уровня открытости и готовности действовать, то мы даже не сможем начать процесс.
-
Если у нас нет готовности, и мы не будем применять духовные рекомендации программы в жизни, то мы не получим результат, и наши духовные убеждения не окрепнут.
Вопросы:
-
Есть ли у меня на сегодня минимальный уровень открытости, чтобы впустить что-то новое в свою жизнь?
-
Есть ли у меня сегодня минимальный уровень готовности действовать и выполнять рекомендации программы?
-
Что я ожидаю от процесса прихода к вере?
Молитва - обращение за помощью к духовной силе
Один из способов обращения к духовной силе, более могущественной, чем мы, это молитва. Молитва - это наш индивидуальный способ сформировать и высказать обращение за помощью. Как и говорилось раньше, программа не навязывает нам определенный способ молитвы. В начале мы рекомендуем молиться именно своими словами, для того чтобы построить личный контакт с духовной силой, более могущественной. Молитва своими словами помогает выразить наиболее естественным образом то, что с нами происходит, и через это обращение обратиться за помощью. Существует очень мощная практика обращения за помощью, которая заключается в написании молитвы. Молитва, которую мы пишем, имеет какое-то особенное значение для нас, потому как мы можем быть предельно откровенны в своем повествовании и обращении за помощью. Может быть, есть какие-то вещи, которые мы стесняемся произносить вслух даже наедине. Но когда мы остаемся с ручкой и листом бумаги, то мы можем поделиться на самом деле обо всём, что с нами происходит, и попросить духовных сил прожить эту ситуацию. Также когда мы молимся на группах вместе - это позволяет преодолеть разные предубеждения и смущение и сделать молитву неотъемлемой частью наших жизней.
В Одиннадцатом Шаге наша Программа не рекомендует нам просить что-то специфическое у этой силы, потому как специфические просьбы могут привести к разочарованию. Когда мы в начале обращаемся за помощью, мы часто можем путать то, что нам хочется, с тем, что нам на самом деле требуется для жизни. Наш эгоцентризм может проникать в наши просьбы. Мы не знаем, будет ли на самом деле правильным для нас получить то, что страстно хотим. Также у нас могут быть нереалистичные ожидания от контакта с этой силой.
Жизнь не всегда складывается так, как мы хотим, и если мы будем настойчиво требовать, чтобы наше желание осуществилось, то в большинстве случаев это заканчивается разочарованием. Наш опыт показывает, что если мы будем настойчиво просить в молитвах каких-то материальных или социальных благ, или же требовать, например, чтобы наша жизнь складывалось определенным образом, чтобы у нас появились романтические отношения, или чтобы исполнилось другое наше личное желание, то такие просьбы могут привести к разного рода разочарованиям в нашей вере. Но проблема на самом деле заключается в наших нереалистичных ожиданиях от отношений с духовной силой.
Просьба показать направление и даровать силы
Многие зависимые убеждаются, что чем дольше они выздоравливают, тем больше их обращение к духовной силе сводится к просьбе показать правильное направление и даровать силы для того, чтобы они могли двигаться в этом направлении.
В любом случае, мы всегда можем начать обращаться к духовной силе с просьбой даровать нам силы остаться чистыми, остаться в здравомыслии. Мы можем просить даровать нам силы поступить правильно, невзирая на наши болезненные чувства, мысли и желания. Мы всегда можем попросить у нашей духовной силы даровать нам духовные силы делать действия, которые являются нашей частью и которые будут правильными в данной ситуации. Мы можем молиться о здравии и благополучии других людей.
Самое главное - это не ожидать какого-то конкретного результата после того, как мы обратились за помощью в молитве. Если мы ожидаем, что духовная сила будет исполнять наши желания или формировать нашу жизнь в соответствии с нашими сценариями, то у нас будет разочарование. У нас нет контроля над тем, каким будет результат наших молитв, и поэтому самым верным будет отказаться от любых ожиданий конкретных результатов. Предложение отказаться от ожиданий может показаться странным, потому как ведь мы молимся для того, чтобы что-то поменялось. Да, это так, мы молимся, чтобы наши жизни поменялись, но у нас нет контроля над тем, как именно наша жизнь будет меняться.
Обращение за помощью к другим выздоравливающим
В начале своего духовного пути у нас может не быть четкого понимания, что будет правильным в данной ситуации. Мы можем затрудняться отличать, какие действия будут продиктованы болезнью зависимости, страхами, желаниями и болезненными чувствами, а какие действия будут являться правильными и подтверждать наше выздоровление. В таких ситуациях нам следует всегда обращаться за помощью к людям, например, к спонсору или к другим выздоравливающим зависимым. Пока у нас нет обширного духовного опыта, который работает для нас, нам может быть очень тяжело отличить, где болезнь, а где выздоровление.
Работая первый раз по второму шагу, мы можем еще не видеть свои дефекты характера, не понимать, что такое своеволие, и как своевольные действия, направленные на осуществление наших желаний, могут повредить нам в жизни. Из-за того, что мы не видим свои дефекты характера, нам очень сложно будет понять, какие действия будут выздоровлением, а какие действия будут проявлениями болезни.
Какие действия будут не правильными для нас в этой ситуации? Какие действия продиктованы нашей болезнью и дефектами характера? Какие действия будут правильными для нас в этой ситуации? Какие духовные принципы будет правильно применить в этой ситуации и как именно? Это всё очень важные вопросы, на которые у нас не будет ответов в начале дороги, и именно поэтому важно спрашивать опыт впередиидущих людей.
-
Обращаюсь ли я за помощью к духовной силе, более могущественной?
-
Обращаюсь ли я за помощью к другим людям, чтобы понять, что будет правильным сделать в этой ситуации?
|