Эгоцентризм является почвой для всех дефектов также, как и основные дефекты характера, такие как душевная пустота, низкая самооценка, страх и другие. Эти дефекты характера, так или иначе, порождают или усиливают другие дефекты характера. В этом материале будут рассмотрены дефекты характера, для которых эгоцентризм является основанием. В этом материале речь пойдёт о таких дефектах характера, как самоконцентрация и своеволие, обидчивость, возвышение и осуждение, ожидания, жалость к себе, перфекционизм, нетерпимость, тщеславие и идеализм.
Эгоизм
Эгоизм – это неверный(иллюзорный) взгляд на себя, который основан не на реальности, а на каком-то вымышленном образе самих себя. Образ, которому хочет соответствовать наш эгоизм, может вообще не иметь ничего общего с человеком, которым мы на самом деле являемся. Эгоизм основан на вымыслах, иллюзиях, ошибочной оценке самого себя, заблуждениях о нашей значимости и области нашей ответственности, иллюзиях о нашем реальном месте в нашей жизни. Эти заблуждения идут с нами, может быть, с самого детства. Эти заблуждения могут проявляться в виде внутренней уверенности в собственной уникальности и особой значимости. Эгоизм – это неотделимая часть личности любого человека, которая генерирует желания, мнения и убеждения. Наш личный комфорт является целью этих желаний и основой для наших убеждений. Наш эгоизм занят только одним: подвести реальность и окружающий мир под наше личное удобство.
Если эгоизм является частью личности любого человека, то тогда почему он находится в списке дефектов характера? Потому что именно от нашего эгоизма произрастает эгоцентризм, который включает практически все дефекты характера. Можно смотреть на недостатки как на защитников нашего эгоизма. Недостатки – это как будто солдаты нашего эгоизма, и эта армия выдвигается на позиции, когда задевают наш эгоизм.
Эгоцентризм и концентрация только на себе
Духовный аспект болезни зависимости проявляется в крайней самоконцентрации (концентрации только на себе). Концентрация только на себе, это эгоцентризм “в действии”. Зависимые люди – это люди, страдающие от повышенной самоконцентрации, которая выражается в том, что зависимый человек в основном занят только собой, думает в основном только о себе, ищет в основном только свое собственное благо, думает и заботится в основном только о своих чувствах. Когда зависимый уделяет внимание другим людям, чаще всего это происходит, когда он хочет что-то получить от них или же когда он их боится.
Многие из нас признаются, что нас как зависимых посещает такое ощущение, как будто другие люди существуют только для нас. Так получается, что мы начинаем жить и действовать исходя из чрезмерной самоконцентрации. Для зависимого человека концентрация только на себе является образом мышления, восприятия окружающего мира, образом жизни. И, конечно же, такой образ жизни выражается в потребительском отношении ко всем окружающим нас людям.
Повышенная концентрация только на себе приводит к глубокому чувству одиночества, потому как человек, находящийся в концентрации только на себе, не способен строить контакт ни с одним другим человеком. Когда мы сконцентрированы только на себе, нас попросту не волнуют другие люди. Нас волнуют только наши чувства, наши желания, наше удовольствие и удобство. Находясь в этом состоянии, мы “проваливаемся в самого себя”, в свои бесконечные желания, и начинаем чувствовать душевную пустоту. Это ощущается как пустая бездна внутри – темная и болезненная. Многие из нас описывают это состояние как духовную смерть.
Работая по Шагам, я увидел, что большинство моих проблем проистекают от эгоцентризма. Эгоцентризм начинает проявляться, когда мой эгоизм начинает руководить моими мыслями и действиями, и я начинаю преследовать только свои эгоистичные желания. Как я могу не погрязнуть в жалости к себе, не страдать от обид и страхов, не быть в гневе и зависти, если все мои мысли сконцентрированы исключительно на себе?
Такой образ мышления приводит к тому, что моя жизнь будет полна сопутствующих недостатков.
Проявления самоконцентрации
Самоконцентрация и своеволие
Самоконцентрация выражается в зацикленности на своих желаниях и чувствах. Когда я нахожусь в этом состоянии, мне кажется, что всё, что происходит вокруг, так или иначе связано со мной; мне кажется, что окружающий мир существует для того, чтобы я удовлетворял свои желания. Когда я нахожусь в этом состоянии, меня раздражают все, кто хоть как-то мешает удовлетворению моих желаний или не вписывается в мой эгоистичный сценарий, который ведет к удовлетворению. Мне было важно понять, что проблема заключается именно в том, что я думаю только о себе, и я думаю о себе слишком много. Любой здравый человек думает в какой-то мере о себе; он пытается осуществить свои планы и желания, если это не приносит вреда ему или окружающим; он планирует свою жизнь в той или иной мере, сосредотачиваясь на сегодняшних действиях и обдумывая последствия своих действий.
Я же, находясь в самоконцентрации, готов осуществлять свои желания любой ценой; думая только о себе, я готов навредить окружающим. Постоянная сосредоточенность на своих мыслях и чувствах приводит к одержимости самим собой, одержимости своими чувствами, одержимости будущим, тем, что будет, и что я буду делать в той ситуации. Я становлюсь одержим мыслями, что я буду делать, если не будет так, как я хочу, я начинаю чувствовать страх, и это заставляет меня контролировать всё вокруг. То есть проблема заключается не в том, что я думаю о себе, а именно в том, что я захожу в крайность, думая слишком много только о себе.
Самоконцентрация – это всегда попытка контролировать чувства, борьба со своим состоянием, полное переключение на себя и своё состояние. Это приводит к игнорированию чувств и потребностей окружающих. Самоконцентрация проявляется как одержимая поглощенность своими мыслями, постоянный анализ себя и иллюзорное видение своего превосходства, что ведет к ещё большей изоляции и большему отчуждению.
Самоконцентрация – это жить в проблеме, игнорируя то, что есть доступное решение, игнорируя обращение за помощью. Самоконцентрация выражается также и в том, что я начинаю жить, полагаясь на свою гордыню и эгоизм. Самоконцентрации сопутствуют обычно чувство жалости к себе (потому как мне кажется, что все хотят меня обидеть), беспокойство, напряжение, неудовлетворенность и недовольство происходящим вокруг, потому как ничего не соответствует нашему эгоистичному сценарию. Находясь в самоконцентрации, я пытаюсь поменять свои чувства, мнение окружающих людей о себе или настроение других людей.
Проявления самоконцентрации в жизни
Когда эгоцентризм управляет моим мышлением, я погружаюсь в состояние самоконцентрации. Самоконцентрация приводит к очень болезненному отношению к жизни: мне начинает казаться, что все мне делают что-то специально, что любая ситуация относится ко мне, и воспринимаю любую мелочь очень тяжело. Мне кажется, что все хотят меня обидеть, или что они плохо ко мне относятся.
Я могу заметить проявления самоконцентрации в каждом дне. Например, идёт мой начальник, и я вижу, что он недоволен. Из-за самоконцентрации у меня появляются мысли или ощущения, что он недоволен мной, что я плохо работаю. Или, например, у жены плохое настроение из-за ее трудностей. Из-за самоконцентрации я начинаю чувствовать себя плохим или отвергнутым, мне кажется, что я обязан начать что-то делать, чтобы повлиять на её настроение. Или же когда люди на собрании разговаривают, то мне кажется, что они разговаривают обо мне. Или, например, когда люди перешептываются –из-за самоконцентрации мне кажется, что они делают это из-за того, что моё высказывание им не интересно. Когда я заходил в комнату, где есть малознакомые люди, я был уверен, что все обо мне думают плохо, а иногда, наоборот, думал, что они завидуют мне и думают, какой я хороший. Даже такие не связанные со мной вещи, как неаккуратное вождение другого водителя, когда на дороге другая машина подрезает мою машину, - когда я нахожусь в самоконцентрации, мне кажется, что это сделано специально мне из-за того, что меня не уважают.
Также самоконцентрация проявляется в том, что мне кажется, что я должен удовлетворять потребности других людей, иметь ответы на все вопросы для подспонсорных. Когда я в самоконцентрации, мне кажется, что все меня оценивают, осуждают или думают обо мне. Из-за самоконцентрации мне кажется, что окружающие люди обязаны делать то, что я считаю нужным, и если они этого не делают, то они меня не уважают или пренебрегают мной.
Обидчивость
Когда я нахожусь в самоконцентрации, я воспринимаю всё очень лично, близко к сердцу, и это приводит к тому, что я очень легко обижаюсь. Мне кажется, что я должен реагировать на всё, что происходит вокруг, потому как, находясь в самоконцентрации, я думаю, что это происходит из-за меня, или потому, что я какой-то плохой. Я обижаюсь, и я думаю, что мне надо отомстить второму человеку, его нужно проучить, заставить меня уважать. Мне начинает казаться, что я должен лезть в разные ситуации и как-то влиять на происходящее, на поведение других людей. Попытки контролировать других людей неминуемо вызывают ещё больше конфликтов и обид.
Самоконцентрация приводит к тому, что каждая посторонняя, никак не связанная со мной ситуация, воспринимается лично, с отрицательной подоплекой, поднимает десятки старых мелких и крупных обид на "обидчика" или похожих обид из прошлого(на других людей). Даже если данная ситуация не относится ко мне или же не несёт никакого отрицательного смысла, то эта ситуация будет "проверена" моим эгоизмом на наличие обиды и унижения. А как говорится, кто ищет – тот всегда найдёт. Таким образом, отношения на работе, в семье, практически в любом месте превращаются в череду обид, раздражений, негодований.
Каждый раз, когда другой водитель на трассе подрезает меня или втискивается передо мной в пробке, я наблюдаю, как во мне поднимается раздражительность, негодование и обида. Я наблюдаю, как мой эгоизм ищет в этом случае обиду, ищет унизительную подоплёку, воспринимает ситуацию, как будто это было сделано лично мне, со злым умыслом, для того чтобы унизить меня. Точно такие же ощущения я испытываю всякий раз, когда ожидания от поведения других людей не сбываются в отношениях, на работе, на дорогах. Иногда это происходит по многу раз в день.
Иногда это доходит до абсурда: я ждал автобус на остановке, но он проехал мимо из-за того, что он был полный. Даже от этой никак не относящейся ко мне лично ситуации я начал чувствовать униженность, и эгоизм представил ситуацию так, что водитель якобы не остановился на остановке из-за того, что именно я стоял на остановке, и он сделал это специально. Сразу же всплыло лицо этого водителя(я ездил этим маршрутом), и в мою душу попыталась закрасться обида.
Эгоизм будет искать пути заставить меня обижаться на не связанные со мной ситуации. Это результат пребывания в самоконцентрации. Факт в том, что я бессилен перед этими всплывающими обидами. Но я не бессилен в своей реакции на эти обиды. Я не бессилен в том, насколько я даю этой обиде контролировать себя. Безумие, присущее активному употреблению, могло убить меня, а эгоизм сделает бесконечно несчастным.
Множество наших обид являются плодом самоконцентрации, ожиданий и нереалистичного взгляда на жизнь. Находясь в самоконцентрации, мы ожидаем, что весь мир должен заботиться о наших чувствах. Во многих ситуациях мне кажется, что меня обижают, хотя на самом деле, чувства обиды и ущемленности – это просто плод моего болезненного отношения к реальности. Мне может казаться, что:
· якобы "меня опять не ценят"
· якобы "я опять страдаю по вине окружающих"
· якобы "со мной опять поступили несправедливо"
· якобы "мне опять специально причинили боль"
· якобы "меня смешали с грязью"
и так далее.
Эти "обиды" на окружающий мир вызывают чувство "тотальной несправедливости" и чувство жертвы, что мне якобы был причинен ущерб. Большинство обид появляются просто от нереалистичных ожиданий от других людей. Мой эгоизм ищет обиды, несправедливости и конфликты, чтобы возвыситься. Этим можно объяснить конфликтность и обидчивость характера, столь часто встречающуюся среди зависимых.
Живя неосознанно по отношению к нашим инстинктам и по отношению к нашей духовной проблеме, мы привыкаем цепляться к людям, членам семьи, к родителям или даже к своим детям и начинаем ожидать и требовать от них удовлетворения своих желаний. Находясь в самоконцентрации, мы начинаем строить связь с окружающими нас людьми и требуем, чтобы они удовлетворяли наши желания, давали нам безопасность, принимали молча нашу болезнь, давали нам любовь и внимание так, как мы этого хотим. В тот момент, когда наши желания не удовлетворены – наша гордость задета, и мы чувствуем злость. Если мы не препоручаем эту злость и не прорабатываем эту ситуацию – мы наполняемся обидой и начинаем конфликт.
В нашей литературе написано: “Освободившись от самоконцентрации, мы начинаем понимать, что значит быть счастливым, радостным и свободным”. То есть, литература ставит условие: чтобы почувствовать себя счастливыми, радостными и свободными, нам надо освободится от самоконцентрации. Моя болезнь хочет продолжать употреблять людьми, находиться в одержимости, заставлять меня думать только о себе, но я не смогу так быть счастливым, радостным и свободным. Это невозможно, так же как и продолжение употребления невозможно без разрушительных последствий.
Подробно обидах читайте подробно в материале "Обиды".
Возвышение и осуждение
Создаётся такое ощущение, что в голове зависимого существует радар, который ищет, что “не так” в этом мире. Особенно яростно этот радар ищет несправедливость по отношению к самому себе. Но в то же время на мои несправедливые поступки по отношению к окружающим этот радар не реагирует. Этот радар ищет любые ситуации, чтобы осудить второго человека за то, что он говорит, за то, как он говорит, за то, что он делает, за его образ жизни, за его мнение, за его взгляды на жизнь и даже, может быть, за его внешность. Наш эгоизм использует такие ситуации, чтобы возвыситься.
Когда наш радар нашёл такую ситуацию, включается машина осуждения. Эгоизм говорит: "Я точно лучше него"; “Я бы никогда не поступил так, как он"; "Я намного более хороший человек, а он – ничтожество"; "Я намного более интеллигентен и умнее чем он! Он не знает того, что знаю я!" и так далее. Такое осуждение может происходить на группах, в семье, на работе, в магазине, в любом месте и ситуации.
Что именно происходит в такой ситуации? Ничего не делая, за счёт осуждения, я начинаю чувствовать себя лучше другого человека. За одну секунду, не прикладывая никаких усилий, не делая абсолютно ничего в реальности, эгоизм возвысился над этим человеком.
Ожидания
Недаром говорят в Сообществе: "Размер разочарования сопоставим с размером ожидания". Ожидания приводят к разочарованию, разочарование приводит к негодованию, недовольству, злости и обиде. Один член Сообщества поделился: “Я совсем недавно начал замечать, что вся моя жизнь, все мои отношения пронизаны ожиданиями. Я как рыба в воде, которая пытается разглядеть воду; я не видел свои ожидания все эти годы, потому как моё мышление, поведение и особенно то, как я строю отношения, пронизаны сознательными и подсознательными ожиданиями.
Мои ожидания появляются очень незаметно. Всё начинается с того, что у меня в голове есть сценарий того, как должна выглядеть моя жизнь в каждой из областей, и в какой мере должны быть удовлетворены мои инстинкты. Основная часть этого сценария основывается на иллюзорном, оторванном от реальности взгляде на мир. “Мне кажется, что так должно быть”. У меня есть сценарий того, как я должен выглядеть в отношениях, как должна вести себя моя вторая половина в отношениях, как должны вести себя мои дети и как должны выглядеть все мои отношения и семья в целом.
У меня есть картинка, каким должен быть секс с моей второй половиной, какого уровня должно быть понимание в моих отношениях, сколько должно быть в них нежности и заботы, в какой форме мы должны выражать друг-другу чувства, а также как должно происходить наше общение в общем. Есть образ, как должны себя вести мои родители, мои родственники и также другие зависимые в комнатах Сообщества. Точно также мой эгоизм строит картину того, каким должен быть мой карьерный рост, на какой работе я должен работать, какую должность я должен занимать и как мне должны поднимать оклад. У меня есть образ, каким должен быть мой начальник и как ему надлежит со мной разговаривать. У меня есть планы на то, как должно развиваться мое выздоровление, каким должно быть мое духовное состояние, каким должно быть мое настроение, сколько у меня должно быть успешно проработанных дефектов и на каком уровне должна быть моя вера. У меня есть образ, как должен себя вести каждый человек, начиная от кассира в магазине и водителя на дороге до моих детей.
Простыми словами, у меня есть список определений и критериев для каждого человека в этом мире, которым он должен соответствовать. Эти сценарии рисуют идеальную картинку, как должна выглядеть моя жизнь и жизнь других людей, и как они должны ко мне относиться. Все люди на этой картинке должны подчеркивать мою идеальность. Мой эгоизм требует, чтобы люди вели себя в соответствии с тем, что я считаю правильным. Такими сценариями, как всё должно быть, мой эгоизм создает ожидания.
Также мои ожидания основываются на торговых отношениях, которые я веду со всем миром, Богом, членами моей семьи и каждым человеком. Вот лишь несколько примеров: я помыл посуду сегодня, значит меня обязательно должны похвалить, и завтра никто не имеет права осмелиться попросить меня опять помыть посуду. Если я принес деньги домой, значит меня должны обхаживать члены семьи. Если я на работе ответственно работаю, значит работодатель мне должен каждые полгода поднимать зарплату. Если я выздоравливаю, то все мои материальные желания должны быть удовлетворены. Если я звоню человеку, значит он мне обязан ответить. В общем всё сводится к тому, что я не умею что-то делать для другого на самом деле безвозмездно, даже для самых близких людей. У меня присутствует бартер во всех отношениях. Я делаю что-то для другого человека и ожидаю что-то подсознательно или сознательно взамен.
Эти сценарии подпитываются моими эгоистичными желаниями. Я хочу, чтобы все люди относились ко мне хорошо и, конечно, не хуже, чем я к ним отношусь. Я хочу постоянно только получать от этого мира и как можно меньше отдавать. Мои эгоистичные желания усиливают ожидания. Разные сценарии, ожидания и требования – это есть мое своеволие, плод самоконцентрации. Это то, каким мой эгоизм хочет видеть меня, окружающий мир и меня в нём.
Ожидания – это ловушки, расставленные моим эгоизмом. Реальность обычно далека от нашего эгоцентричного сценария. Каждый раз, когда реальность оказывается отличной от моих ожиданий, и мои ожидания не оправдываются, мой эгоизм начинает болеть. Каждое неоправданное ожидание порождает разочарование, обиду и страх пережить вновь разочарование. Чем больше будет у меня ожиданий, тем больше в моей жизни будет разочарования, боли и обиды, потому как у Бога для меня часто другие планы, не каку моего эгоизма.
Работа над ожиданиями
Для того чтобы избавится от ожиданий, в первую очередь мне необходимо было их увидеть. Для того чтобы прийти к осознанию, как я создаю ожидания, я начал каждый день молиться и писать в дневнике: "Господи, покажи мне мои ожидания. Господи, избавь меня от любых ожиданий от людей, от тебя Боже и от самого себя".
Хорошо написано в нашем ежедневнике: «Бывают дни, когда некоторые из нас погружаются в жалость к себе. Это не трудно. Возможно, у нас есть представления о том, какой должна быть наша жизнь в чистоте, и эти представления не всегда оправдываются. У нас не получалось контролировать других людей. Нам казалось, что обстоятельства складываются не в нашу пользу. Возможно, мы сравнили себя с другими выздоравливающими зависимыми и пришли к выводу, что нам не везет.
Чем больше мы пытаемся подогнать нашу жизнь под свои представления о том, какой она должна быть, тем больший дискомфорт мы ощущаем. Жалость к себе может возникнуть из-за нереалистичных ожиданий, которые мы возлагаем на жизнь вместо того, чтобы просто жить жизнью такой, какая она есть. В таких случаях нам приходят мысли о том, что выздоровление не оправдывает себя, и нас посещают старая жалость к себе, обида и гнев.
Если мир не соответствует нашим ожиданиям, то, скорее всего, надо менять именно ожидания, а не мир. Можно начать со сравнения сегодняшней жизни с той, какой она была раньше, и тем самым развить в себе чувство благодарности за выздоровление. Это упражнение на поиск повода для благодарности можно распространить на все и посчитать, что у нас есть хорошего в жизни. После этого мы испытаем благодарность за то, что жизнь не соответствует нашим ожиданиям, ибо она во много раз превосходит их. И если мы продолжаем работать по Двенадцати Шагам и культивировать благодарность и принятие, то от будущего мы можем ожидать только большего роста, большего счастья и большего душевного покоя.
Нам много дается в выздоровлении; оставаться в чистоте стоило потраченных сил. Когда мы принимаем жизнь только сегодня, мы освобождаемся от жалости к себе. Только на сегодня мы стараемся благодарно принимать жизнь просто такой, какая она есть.»
Я жил в одержимости всю жизнь, пока не нашёл Программу. Я искал то место, то продвижение в жизни, того человека, которые наполнят меня. Я строил ожидания от других людей. Я искал в них ответ на свой вопрос. Начав выздоравливать, я первые 5 лет каждый день зажигал свечку, садился и пытался медитировать. Моим духовным принципом был огромный плакат в комнате на котором написано: “МНЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН, И МНЕ НИЧЕГО НЕ ПОЛОЖЕНО". До сегодняшнего дня это спасает меня от самого себя. И до сегодняшнего дня, будучи много лет чистым, каждый раз, когда я не живу по этому принципу, я страдаю. Ожидания как ничто другое делают нашу жизнь полной разочарования, обид, страха и боли. Размер разочарования пропорционален размеру ожидания.
Эгоцентричные молитвы и обиды на Бога
У меня появляются обиды на Бога, когда я воспринимаю ситуацию эгоцентрично, начинаю строить ожидания и думать, что знаю лучше, как должно быть. Мои попытки контролировать начинаются, когда я говорю: "Я знаю, как будет лучше!”. Получается, что пока я не препоручаю свои желания, пока я не отказываюсь от своих попыток контролировать, я сам привожу себя в ситуации, в которых у меня появляются обиды на Бога.
Мой эгоцентризм может поставить мне ловушку в моей концепции Бога, в моих молитвах. Когда эгоцентризм проникает в мою веру, получается обида на Бога. Мое эгоистичное желание заключается в том, чтобы моя реальность стала такой, как я хочу по щелчку моих пальцев. Но когда мы выздоравливаем, молимся и пытаемся найти контакт с Богом, это не означает, что Бог сейчас увидит мои эгоистичные желания и будет их исполнять. Я хочу контролировать, я хочу, чтобы было так, как я хочу. И когда я молюсь об исполнении разных желаний, я нахожусь в самоконцентрации и даже могу этого не понимать.
Если эгоцентризм проникает в мою веру, то я настойчиво прошу Бога исполнять мои желания, и когда он этого не делает, у меня появляются обиды на Бога. Молитвы типа “Боже, дай мне эту работу!”, “Боже, дай мне этого человека!”, “Боже, дай мне эту квартиру!”, “Боже, пусть суд вынесет решение в мою пользу!”, “Боже, сделай так, чтобы я не опоздал!” и тому подобные порождают ожидание от Бога подстраивать реальность под наш комфорт. Это нереалистичные ожидания, которые являются источником разочарования.
Если я начинаю молиться о специфических вещах, это выглядит так: я нахожусь в своём заблуждении, что мои дети, мой заработок, мои супружеские отношения – это вещи, в которых я понимаю, и могу говорить Богу, какими они должны быть. В своих эгоцентричных молитвах я прихожу к Богу и говорю: "Господи, я хочу, чтобы мой брак, мои дети, мой заработок выглядели так и вот так. Сделай это для меня, ведь я выздоравливаю!". Получается, что я прихожу к Богу с огромным эгоистичным желанием, и я ему говорю сознательно или подсознательно: "Господи, если ты существуешь, то исполни мои эгоистичные желания о моём семейном счастье, о моём заработке, о моих детях, о моём будущем".
Но реальность в том, что Бог не работает у меня. Если я молюсь о специфических вещах, и мои эгоистичные желания не исполняются, то моя "вера" начинает рушиться. Она рушится, потому как она строится на заблуждении, на моей самоконцентрации.
Часто планы Бога отличаются от моих планов. Если в такой ситуации я спрашиваю: "Почему это происходит именно со мной?" - то я нахожусь в самоконцентрации. Мне может быть плевать, что на самом деле происходит с ребёнком, со второй половиной, что происходит на работе, что происходит с другими людьми, но для моей самоконцентрации самый важный вопрос: "Почему это происходит именно со мной?".
Подробно обидах читайте подробно в материале "Обиды".
Избавление от эгоцентризма в молитвах
В 11 Шаге есть предупреждение, что нам не стоит молиться о каких-то специфических вещах. Годами я прошу только сил и готовности капитулировать, прошу знания его воли и прошу даровать мне силы её выполнить. На сегодня все мои молитвы о том, чтобы принять реальность такой, какой она есть, и о даровании сил сделать свою часть и препоручить результат Богу. Я не знаю, как изменится моя реальность и изменится ли вообще, и это не моя ответственность. Я говорю: "Господи, это моя реальность. Я вижу, что я точно не справляюсь, я просто разваливаюсь на куски. Я вижу, что своими недостатками и своими силами я не могу ничего изменить. Я вижу, как я бессилен. Но я точно знаю, что если я обращусь к тебе за помощью, то у меня будут силы прожить это. Да сбудется воля твоя, а не моя".
Жалость к себе
Многие из нас согласятся, что зависимый часто живет с чувством, что он заслуживает получить всё, что он хочет, и ему все должны. Обычно это ярко выражается в начале выздоровления или, когда зависимые отходят от активных действий по Программе. Первое, что может проснуться – это глубокое чувство неудовлетворения и жалости к себе.
Жалобы и требования ко всему миру, ощущение, что они не получают должное отношение, что они не получают то, что заслужили, сопровождают зависимых в такие периоды почти постоянно. Требовательное отношение к себе, к другим и к окружающему миру является результатом жалости к себе.
Такие проявления самоконцентрации как обидчивость, ожидания и сопутствующие этим дефектам неудовлетворенность, ощущение обделенности, обиды и злость делают из зависимых людей, склонных жалеть себя. По мнению зависимого человека, находящегося в самоконцентрации, нужно слушать только его, давать ему все, что он хочет, осуществлять все его желания, и тогда всё будет хорошо в его жизни. Но реальность на самом деле другая. Чем больше мы как зависимые получаем то, что болезненно хотим, тем больше и больше разрушается наша жизнь. Зависимость – это наши бесконечные желания и требования, которым нет конца. Если нам кажется, что у нас в жизни ничего нет – это просто результат того, что мы не видим то, что у нас есть. Для того чтобы не разрушать свою жизнь погружением в жалость к себе и неудовлетворенность, нужно признать бессилие перед чувствами жалости к себе, говорить об этих чувствах, обращаться за помощью, писать об этих чувствах и сосредоточиться на правильных действиях, вопреки этим чувствам. И самое главное, нам важно искать благодарность.
Благодарность
Программа предлагает зависимым развивать благодарность - это инструмент выздоровления, который противоречит этой характерной черте. Благодарность является инструментом выздоровления, который со временем помогает нам поменять мировоззрение и восприятие происходящего: нам предлагают быть благодарными за то, что у нас есть, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чего нам не хватает по нашему мнению.
Благодарность практикуется каждый день, пока она не станет мировоззрением и образом жизни. Нам предлагают регулярно писать список благодарности, чтобы найти что-то в нашей жизни, за что мы можем быть благодарны. Это практика, которая развивает смирение и является противоядием от жалости к себе. Мы получаем надежду, потому как начинаем обнаруживать точки света в своей жизни, которые жалость к себе мешает нам увидеть. Благодарность помогает нам принимать жизнь такой, какая она есть. Это требует усилий и в начале может казаться самообманом, но в большинстве ситуаций можно увидеть что-то хорошее, если мы на самом деле честно пробуем найти то, за что быть благодарными.
Читайте о Благодарности в материале “Инструменты выздоровления”, раздел “Благодарность”.
Читайте о смирении в материале “Смирение".
Перфекционизм
Перфекционизм - сложный дефект характера, потому что мы не считаем, что это есть дефект характера. Нам кажется, что постоянно стремиться к совершенству - это хорошо. И именно это заблуждение есть ловушка перфекционизма. Перфекционизм забирает очень много нашего времени и энергии. Перфекционизм говорит нам, что мы недостаточно делаем, подталкивает нас работать усерднее, делать больше для того чтобы все было идеально. Но так же у перфекционизма есть и другая сторона: много раз мы отказывались вообще браться за дело, потому как мы боялись что не справимся идеально с этим делом. Когда мы не справляемся со своими делами идеально, мы чувствуем себя очень виноватыми. Перфекционизм очень легко просачивается в наши дела, и так мы попадаем в ловушку.
Мы составляем списки дел и пытаемся идеально всё организовать. Мы постоянно беспокоимся о том, что может произойти, если задачи не будут выполнены вовремя идеально и правильно. Мы также можем беспокоиться о том, что мы не сможем угодить нашему боссу, коллегам, членам семьи, родственникам, друзьям или самим себе. Мы почти всегда отстаем от совершенства, потому что высокие стандарты, которые мы устанавливаем, невозможно достичь на самом деле. Именно тогда возникает чувство вины и неадекватности. Это влияет на нашу хрупкую самооценку, потому что с этим неправильным мышлением, наша самооценка зависит от того, насколько у нас получается быть идеальными и делать все совершенно. Когда перфекционизм проникает в нашу жизнь, мы попадаем в ловушку страданий. Находясь в этой ловушке мы сами себе устанавливаем высокие стандарты, которые не можем достичь, и потом наказываем самих себя. Потом мы вновь устанавливаемые еще более высокие стандарты, чтобы компенсировать разочарование, мы опять их не достигаем, и наказываем себя еще больше.
Этот цикл имеет много отрицательных последствий. Это изолирует нас от друзей и семьи. Мы тратим столько времени на нашу работу, что нет времени для отдыха. Мы не можем расслабиться и у нас нет никакой радости в жизни, наш стресс накапливается.
Часто другие не знают о нашей потребности быть совершенными. Мы можем успешно скрывать то что мы чувствуем себя неадекватными, когда смотрим на достижения других.
Частью эгоизма является постоянное стремление любой ценой к идеалу, то есть перфекционизм. Перфекционист будет ощущать себя полным ничтожеством, если у него в жизни что-то не идет идеально.
Находясь в перфекционизме, я оцениваю всю свою жизнь по принципу "если я получил то, что я хотел, если я был идеален во всём и выполнил все планы “на пятёрку” (был самым лучшим родителем, самым лучшим добытчиком, самым лучшим мужем, самым лучшим работником – везде только самым лучшим) – то тогда "мои дела идут хорошо". Но если у меня что-то пошло "не идеально", то я считаю, что мои дела идут плохо; я чувствую себя ничтожеством и что я ничего не стою. Когда я получаю результат, который не соответствует оценке "5 с плюсом" – я полностью обесцениваю этот результат, преисполняюсь непринятием, раздраженностью и ненавистью к себе. Я начинаю грызть и ненавидеть себя просто за то, что я не был идеальным или не занял первое место в этом мире. Страдая от перфекционизма, я ощущаю свою значимость, только если я идеален во всём, и всё идёт так, как я хочу. Таким образом, я никогда не вижу полную половину стакана, потому как мне всегда мало.
Суть перфекционизма прекрасно выражает широко известная поговорка: "Если красть, так миллион; если любить, так королеву". У перфекциониста это требование относится и к самому себе, и к окружающим людям. Перфекционизм делает многих зависимых непереносимыми в близких отношениях: они постоянно всем недовольны, придираются, критикуют, высказывают претензии. И эта же черта усугубляет у них чувство вины и стыда, ощущение своей никчемности в случае, когда их жизнь не идеальна, или что-то не соответствует их нереалистичным ожиданиям.
Эта черта очень препятствует выздоровлению. Перфекционизм приводит к большому количеству ожиданий от себя, от других, от жизни и от Бога, и когда эти ожидания расходятся с реальностью – эгоизм встаёт "на дыбы". Часто именно невыполненные ожидания пробуждают в человеке гнев и обиду. Перфекционист живет уверенностью, что его жизнь должна быть безупречной и идеальной. Конечно же, это невозможно в нашем неидеальном мире. Всё, что у меня есть, становится неважным и ненужным, я ничем не доволен, мне кажется, что у меня ничего нет. И так получается ,что даже если мои потребности удовлетворены, то я этого не ощущаю. Перфекционизм делает из меня несчастного и недовольного человека.
Когда мы решаем, что с нас хватит, что мы достаточно настрадались, и действительно становимся готовыми измениться, то мы обращаемся за помощью к Двенадцати Шагам.
Мы делимся о своих чувствах и говорим о нашем перфекционистском поведении с другими членами Сообщества, которые нас понимают. Мы используем лозунг «Не сравнивайте». Мы начинаем ценить себя, не конкурируя с другими. Мы стараемся отпустить наше внутреннее стремление к совершенству. Мы осознаем боль, которую наш перфекционизм вызывает у нас и у окружающих. Мы видим, насколько абсурдны наши нереалистичные ожидания. Чтобы отпустить наш перфекционизм, мы сначала должны признать, что мы имеем его, и что мы бессильны перед ним. Затем мы можем начать действовать следующим образом:
1. Мы перестаем сравнивать себя с другими и начинаем ценить себя за то, кто мы есть, а не за то, насколько идеально мы все делаем.
2. Мы готовы принять от других людей новые идеи, которые расширяют нашу перспективу. Мы больше не “уменьшаем” себя за то, что не подумали об этих идеях в первую очередь.
3. Мы даем себе разрешение совершать ошибки, признавая, что мы несовершенны, что мы просто люди, которые имеют право на ошибку. Мы стремимся к прогрессу, а не к совершенству.
4. Мы начинаем понимать, что нам не нужно всегда быть правыми. Мы ценим возможность услышать других людей и возможность поделиться с ними.
5. Мы позволяем окружающим совершать ошибки и признавать, что их жизнь является их ответственностью.
6. Мы стараемся жить только на сегодня, планируя наши действия, но оставляя результаты заботе нашей Высшей Силы. Мы стараемся жить в соответствии с лозунгом: «Отпустите и доверие заботе Бога».
У нас была эта проблема в течение многих лет, и мы понимаем, что потребуется время, чтобы произошло изменение. Мы практикуем терпение. Когда мы начинаем выздоравливать от нашей потребности быть совершенными, мы становимся более любящими, и мы учимся наслаждаться жизнью. Мы принимаем себя такими, какие мы есть на сегодня. Мы стараемся ставить реалистичные цели, и чувствуем себя комфортно, если наши цели достигнуты только частично. Мы перестаем судить себя и других.
Мы начинаем понимать, что мы совершенны в глазах нашей Высшей Силы. По мере роста нашей осознанности, мы видим, насколько наш перфекционизм нас ограничивает. Теперь у нас есть смелость измениться. Наша жизнь становится более счастливой и спокойной. Наш перфекционизм теряет над нами силу, но он никогда не излечивается, и поэтому мы продолжаем практиковать Двенадцать Шагов. Мы находим облегчение от перфекционизма только на сегодня.
Нетерпимость
Нетерпимость – это самое явное проявление отсутствия смирения и концентрации на себе. Нетерпимость – это неспособность принимать чувства, убеждения, поведение, которые отличаются от моих. Это также нежелание предоставить свободу самовыражения другим.
Часто зависимые люди считают, что на интересующий их вопрос существует только одна точка зрения, или что существует только один вариант решения какой-то проблемы, и это, конечно, то, что они считают правильным. На самом деле это не так. Точек зрения бесконечное множество, и один Бог знает, какая из них правильная.
Решая проблему, мы всегда делаем выбор, независимо от того, осознаем мы это или нет. Закрываясь от других точек зрения, мы обкрадываем себя. Когда мы стараемся быть терпеливыми к другим людям, мы получаем возможность выслушать альтернативы, и так мы обогащаем свое видение проблемы и возможные решения.
Мой эгоизм приводит меня к иллюзии обладания истиной, и я становлюсь нетерпимым, потому как мне кажется, что я прав. Мои предубеждения – это отвержение идеи, прежде чем я попробовал этот путь. Закрытый разум – это неспособность допустить в себя новые идеи, хотя бы с целью взвесить их. Нетерпимости всегда сопутствуют упрямство, нежелание идти на компромисс, негибкость и ригидность. Часто это перерастает в ханжество и критику окружающих.
Нетерпимость приводит к жизни в состоянии борьбы и к постоянным попыткам контролировать окружающих. И конечно, это заканчивается обидой, отдалением и отчуждением от людей, одиночеством и отчаянием.
Обретая смирение, я могу позволить людям отличаться от меня, осознать свою и их уникальность. Один из самых важных принципов выздоровления в отношениях для меня, это принцип “живи и дай жить другим”. Этот принцип рекомендует мне отпустить контроль над собой, принять себя таким, какой я есть. И точно также этот принцип рекомендует мне принять особенности окружающих меня людей и смириться с тем, что у каждого человека есть особенности личности, которые могут быть для меня непонятны или неудобны. Когда я являюсь нетерпимым к поведению других людей, на самом деле мной руководит мой эгоцентризм.
Тщеславие
Поведение на дефекте “тщеславие” описывается самим словом “тще-славие” - тщетно пытаться добиться славы. Тщеславие – это прямое проявление эгоизма, стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, стремление собрать как можно больше завистливых взглядов и признаков уважения. Это потребность в подтверждении собственного превосходства. В тщеславном поведении проявляется также и нечестность, потому как в тщетной погоне за славой самым важным является не то, что есть на самом деле, а то, как я выгляжу в глазах других людей. Когда мной руководит тщеславие, я готов переходить любые ценности, чтобы собрать знаки уважения от других людей.
Человек, пребывающий в тщеславии, болеет “звёздной болезнь”, которая берет начало в низкой самооценке. Если бы с моей самооценкой было всё в порядке, мне не надо было бы заниматься этим тщетный поиском славы и уважения.
Как этот дефект влияет на меня? Самоуважение, основанное на чем-то внешнем, является ложным. Самоуважение, основанное на поощрении со стороны окружающих, на признаках уважения от других людей, приводит к зависимости. Моё настроение, моё самочувствие, моя уверенность в себе и со временем вся моя личность начинают зависеть от того количества внимания и уважения, которые я получаю от окружающих. Когда же я не получаю того внимания и признаков уважения, которые требуются моему тщеславию, у меня начинаются обиды, разочарование в себе и в других.
Как этот дефект влияет на других? Как и любое эгоцентричное поведение, тщеславие всегда разрушает отношения с другими людьми.
Идеализм
Идеализм – это стремление идеализировать, порожденное моим эгоизмом. Идеализм делает из меня человека с очень завышенными требованиями к себе и окружающим. Из-за этих завышенных требований мне очень тяжело жить в настоящей реальности. Идеалисту очень тяжело жить в настоящей реальности, потому как он хочет жить в своей “идеальной реальности”.
Настоящая реальность перестает меня устраивать, как только она перестает соответствовать моим убеждением о том, как всё в этом мире должно быть. Эти убеждения есть иллюзия, порожденная моими представлениями об идеальном мире, идеальных отношениях, идеальном поведении других людей, идеальной второй половине, идеальном начальнике, идеальном месте работы и т.д.
Например, идеализм заставлял меня постоянно искать идеальную во всех отношениях вторую половину или же идеальное место работы. Из-за идеализма я часто был не способен оценить по достоинству того человека, который находится со мной в отношениях, был не способен оценить работу, на которой я работал; я обращал внимание (в силу отрицательного мышления), в первую очередь, на недостатки и отправлялся на поиски новой идеальной альтернативы. А идеал – это то, к чему я стремлюсь, но никогда не достигаю по определению.
Идеализм ведет к обесцениванию всего в моей жизни – мне ничего не нравится, мне всё не подходит, меня всё раздражает, если оно не идеально. Я хочу только идеальную работу, только идеальную женщину, только идеальные отношения, только идеальную жизнь, чтобы другие люди соответствовали моим убеждениям об идеальном поведении и т.д. Мой идеализм также часто ставил мне недостижимые цели, и так я загонял сам себя в ловушку вины, потому как я не соответствовал своей иллюзии.
Как идеализм влияет на меня? Когда я не соответствую иллюзии идеала, каким я должен быть, у меня появляются вымышленные стыд и вина за то, что я не соответствую идеальным представлениям. Также и когда моя жизнь не соответствует моей иллюзии идеала, я обесцениваю свои достижения, других людей, ит.д.
Как мой идеализм влияет на других людей? Когда другие люди не соответствуют иллюзии идеала, какими они должны быть, у меня появляется раздражение, злость, обида и обесценивание.
Также к вашему вниманию:
|